- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Платные образовательные услуги
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- О школе
- Информация
- Контакты
- Версия для слабовидящих
Мониторинг образовательной деятельности. 11 класс русский язык
Body:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о результатах мониторинговой работы по русскому языку в 11-х классах
МБОУ СОШ № 101 г.о. Самара
Дата проведения: декабрь 2013 г.
Форма проверки: тестовая работа в формате ЕГЭ.
Цель: определение уровня знаний учащихся на начало года; выявление проблемных тем и пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся 11-х классов по русскому языку, разработка рекомендаций по ликвидации выявленных пробелов.
Задачи тестирования: изучение уровня подготовки школьников в соответствии с требованиями, зафиксированными в нормативных документах; выявление уровня готовности учащихся 11-х классов к ЕГЭ.
1. Документы, определяющие содержание тестовой работы[1]:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05 1998 г.).
2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
3) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский язык (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
Кроме нормативных документов, учитываются также требования к подготовке выпускников основной и средней (полной) школы, представленные в рекомендованных Минобразования и науки РФ документах:
– Примерные программы основного общего образования – М.: Дрофа, 1999.
– Примерные программы среднего (полного) образования – М.: Дрофа, 1999.
2. Структура тестовой работы.
В работу по русскому языку включено 30 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося.
Тестовая работа по русскому языку состоит из двух частей.
Часть 1 (А1 – А30) содержит задания с выбором ответа.
Часть 2 (В1 – В8) содержит задания с кратким ответом.
Часть 3 (С1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение заданий по частям тестовой работы
Части работы |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 60 баллам |
Тип заданий |
Часть 1 |
30 |
30 |
50% |
С выбором ответа |
Часть 2 |
8 |
9 |
15% |
С кратким ответом |
Часть 3 |
1 |
21 |
35% |
С развернутым ответом |
Итого |
39 |
60 |
(100%) |
|
Перечень проверяемых умений[2]
1. |
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка. |
2. |
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка. |
3. |
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка. |
4. |
Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка. |
5. |
Умение использовать основные приёмы информационной обработки текста. |
6. |
Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. |
7. |
Умение определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам. |
8. |
Умение определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам. |
9 |
Умение определять принадлежность слова к определённой части речи по его признакам. |
10. |
Умение проводить лексический анализ слов. |
11. |
Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова. |
12. |
Умение проводить орфографический анализ слова, предложения. |
13. |
Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания. |
14. |
Умение проводить пунктуационный анализ предложения. |
15. |
Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. |
16. |
Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения. |
17. |
Умение использовать приёмы сжатия текста. |
18. |
Умение определять функционально-смысловые типы речи. |
19. |
Умение определять основные способы образования слов. |
20. |
Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания. |
21. |
Умение проводить синтаксический анализ предложения. |
22. |
Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста. |
23. |
Умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного. |
24. |
Умение последовательно излагать собственные мысли. |
25. |
Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка. |
26. |
Умение оформлять письменную речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. |
Первая часть работы (А1 – А30) проверяет усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности.
Все задания второй части работы (В1 – В8) относятся к повышенному уровню сложности.
Задание С1 (сочинение) является заданием высокого уровня сложности. Варианты тестовой работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
4. Время выполнения работы.
На выполнение тестовой работы отведено 3,5 часа (210 минут).
Первая часть работы включает 30 заданий с выбором ответа. Среднее время выполнения одного задания этой части – 1-3 минуты. Ориентировочное время выполнения этой части работы – 60 минут.
Вторая часть работы включает 8 заданий. На выполнение каждого задания требуется от 3 до 7 минут. Ориентировочное время выполнения второй части работы – 45 минут.
Рекомендуемое время выполнения третьей части работы, состоящей из одного задания с развёрнутым ответом, – 120 минут.
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого задания 1 и 2 частей работы (кроме задания В8) учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение задания В8 может быть начислено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
Общее количество баллов за задания части «А» - 30; части «В» -11.
Максимальная сумма баллов, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание части «С», – 23 балла.
Общее количество баллов – 64.
При переводе результатов в 5-ти балльную шкалу установлены следующие нормы: первичные баллы
«5» - 54 – 64 баллов
«4» - 39 – 53 баллов
«3» - 17 – 38 баллов
«2» - 0 – 16 баллов
Таблица соответствия первичного и тестового балла
0 |
0 |
||
1 |
3 |
||
2 |
5 |
||
3 |
7 |
||
4 |
9 |
||
5 |
11 |
||
6 |
13 |
||
7 |
15 |
||
8 |
17 |
||
9 |
20 |
||
10 |
22 |
||
11 |
24 |
||
12 |
26 |
||
13 |
28 |
||
14 |
30 |
||
15 |
32 |
||
16 |
34 |
Первичный балл |
Тестовый балл |
17 |
36 |
18 |
37 |
19 |
38 |
20 |
39 |
21 |
40 |
22 |
41 |
23 |
42 |
24 |
43 |
25 |
44 |
26 |
45 |
27 |
46 |
28 |
47 |
29 |
48 |
30 |
49 |
31 |
50 |
32 |
51 |
33 |
52 |
34 |
53 |
35 |
54 |
36 |
55 |
37 |
56 |
38 |
57 |
39 |
58 |
40 |
59 |
41 |
60 |
42 |
61 |
43 |
62 |
44 |
63 |
45 |
64 |
46 |
65 |
47 |
66 |
48 |
67 |
49 |
68 |
50 |
69 |
51 |
70 |
52 |
71 |
53 |
72 |
54 |
73 |
55 |
76 |
56 |
79 |
57 |
81 |
58 |
84 |
59 |
87 |
60 |
90 |
61 |
92 |
62 |
95 |
63 |
98 |
64 |
100 |
1. Характеристика участников тестирования.
Таблица 1
Класс |
Всего |
Писали |
Справились |
Не справились |
Отсутствовали |
Учитель |
21 |
18 |
16 |
2 |
3 |
|
|
11 Б |
22 |
21 |
19 |
2 |
1 |
|
Итого |
42 |
39 |
35 |
4 |
4 |
|
2. Результаты выполнения тестовой работы по классам
Таблица 2
класс |
писали |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
% успеваемости |
% качества знаний |
средний оценочный балл |
средний тестовый балл |
11 А |
18 |
0 |
7 |
9 |
2 |
88,9% |
38,9% |
3,3 |
51,89 |
11 Б |
21 |
3 |
4 |
12 |
2 |
90,5% |
33,3% |
3,4 |
54,0 |
Итого |
39 |
3 |
11 |
21 |
4 |
89,7% |
36,1% |
3,35 |
52,95 |
Выполнение частей теста
Таблица 3
Класс |
Тест полностью |
Часть А |
Часть В |
Часть С |
||||||
средний оценочный балл |
средний первичный балл |
средний тестовый балл |
% выполнения |
средний первичный балл (из 30) |
% выполнения |
средний первичный балл (из 11) |
% выполнения |
средний первичный балл (из 23) |
% выполнения без ошибок |
|
11 А |
3,3 |
33,7 |
51,89 |
52,6% |
19,9 |
66,5% |
4,2 |
37,9% |
9,6 |
41,5% |
11 Б |
3,4 |
34,8 |
54,0 |
54,4% |
19,5 |
64,9% |
5,0 |
45,5% |
10,3 |
54,4% |
Итого |
3,7 |
34,25 |
52,95 |
53,5 |
19,7 |
65,7 |
4,6 |
41,7 |
9,95 |
47,95 |
Анализ и интерпретация результатов тестирования
Таблица 4
№ |
Содержание программного материала (кодификатор тем) |
% справившихся с заданием |
||
11А |
11Б |
Итого |
||
А1 |
Орфоэпические нормы |
55,6% |
71,4% |
64,1% |
А2 |
Лексические нормы (употребление слова) |
72,2% |
71,4% |
71,8% |
А3 |
Морфологические нормы |
66,7% |
61,9% |
64,1% |
А4 |
Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием) |
55,6% |
61,9% |
61,5% |
А5 |
Синтаксические нормы (нормы согласования, построение предложений с однородными членами, нормы управления, построение сложноподчиненных предложений) |
55,6% |
52,4% |
56,4% |
А6 |
Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте |
50,0% |
66,7% |
59,0% |
А7 |
Средства связи предложений в тексте |
77,8% |
90,5% |
84,6% |
А8 |
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
88,9% |
71,4% |
79,5% |
А9 |
Синтаксический анализ предложения (обобщение) |
66,7% |
52,4% |
59,0% |
А10 |
Морфологический анализ |
33,3% |
33,3% |
33,3% |
А11 |
Лексическое значение слова |
38,9% |
23,8% |
30,8% |
А12 |
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи |
66,7% |
81,0% |
74,4% |
А13 |
Правописание корней |
72,2% |
52,4% |
61,5% |
А14 |
Правописание приставок |
77,8% |
66,7% |
71,8% |
А15 |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени |
83,3% |
85,7% |
84,6% |
А16 |
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) |
94,4% |
90,5% |
92,3% |
А17 |
Правописание НЕ и НИ |
100,0% |
95,2% |
97,4% |
А18 |
Слитное, дефисное, раздельное написание |
50,0% |
61,9% |
56,4% |
А19 |
Пунктуация в простом и сложном предложениях |
50,0% |
61,9% |
56,4% |
А20 |
Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства) |
55,6% |
52,4% |
53,8% |
А21 |
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
83,3% |
81,0% |
82,1% |
А22 |
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения) |
38,9% |
38,1% |
38,5% |
А23 |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
66,7% |
57,1% |
61,5% |
А24 |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении |
77,8% |
81,0% |
79,5% |
А25 |
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи |
94,4% |
85,7% |
89,7% |
А26 |
Синтаксические нормы |
77,8% |
52,4% |
64,1% |
А27 |
Информационная обработка письменных текстов различных жанров и стилей |
66,7% |
66,7% |
66,7% |
А28 |
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста |
77,8% |
66,7% |
71,8% |
А29 |
Стили и функционально-смысловые типы речи |
33,3% |
33,3% |
33,3% |
А30 |
Лексическое значение слова. |
66,7% |
81,0% |
74,4% |
В1 |
Основные способы словообразования |
61,1% |
76,2% |
71,8% |
В2 |
Морфологический анализ слова |
44,4% |
28,6% |
35,9% |
В3 |
Словосочетание |
33,3% |
57,1% |
46,2% |
В4 |
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения |
22,2% |
57,1% |
41,0% |
В5 |
Осложнённое простое предложение |
50,0% |
42,9% |
46,2% |
В6 |
Сложное предложение |
16,7% |
19,0% |
17,9% |
В7 |
Средства связи предложений в тексте |
33,3% |
61,9% |
48,7% |
В8 |
Речь. Анализ средств выразительности |
|
|
38,9% |
С1 |
Умение видеть и формулировать проблему исходного текста |
66,7% |
71,4% |
69,2% |
С2 |
Умение прокомментировать сформулированную проблему |
11,1% |
23,8% |
17,9% |
С3 |
Понимание авторской позиции |
50,0% |
71,4% |
61,5% |
С4 |
Умение грамотно изложить собственную позицию, аргументировать её |
22,2% |
4,8% |
12,8% |
С5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
38,9% |
33,3% |
35,9% |
С6 |
Точность и выразительность речи |
22,2% |
19,0% |
20,5% |
С7 |
Соблюдение орфографических норм |
11,1% |
9,5% |
10,3% |
С8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
11,1% |
9,5% |
10,3% |
С9 |
Соблюдение языковых норм |
22,2% |
19,0% |
20,5% |
С10 |
Соблюдение речевых норм |
38,9% |
42,9% |
41,0% |
С11 |
Соблюдение этических норм |
61,1% |
71,4% |
66,7% |
С12 |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
44,4% |
66,7% |
56,4% |
Рекомендации
· Активно внедрять в практику преподавания русского языка работу по анализу текста: организовать выполнение заданий на умение комментировать сформулированную проблему в заданном тексте, грамотно изложить собственную позицию, аргументировать её;
· организовать повторение всех тем, включенных в кодификатор элементов содержания заданий по русскому языку, систематизируя материал в тематические блоки; обратить особое внимание на повторение тем, связанных с морфологическим анализом слова (В2); орфографическими и пунктуационными нормами (С1 – С7, К8); лексическим анализом слова (А 11);
· закрепить навыки анализа структуры простого и сложного предложения (В6, В 4), выделения грамматической основы, определения типов связи слов в словосочетании (В 3);
· работать над формированием навыков точной и выразительной речи, над соблюдением речевых и языковых норм при написании текста (К 7, К8);
· формировать навыки анализа функциональных стилей и типов речи, структуры текста (А 29)
· систематически анализировать проблему микротекстов, комментируя её, определять в них авторскую позицию, используя учебные пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к ЕГЭ (http://www.fipi.ru/view/sections/136/docs/202.html (перечень, учебных изданий, допущенных ФИПИ);
· готовить учащихся к сочинению на основе культурологического подхода, обогащая их читательский опыт на уроках литературы;
· формировать у выпускников навык чёткого следования инструкциям при выполнении тестовых заданий и заполнении бланка ответов.
[1] Спецификация экзаменационной работы по русскому языку единого государственного экзамена. 2011 год. Подготовлено Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» / www.fipi.ru
[2] Там же.