Мониторинг образовательной деятельности. 11 класс русский язык

Body: 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

о результатах мониторинговой работы по русскому языку в 11-х классах

МБОУ СОШ № 101 г.о. Самара

 

Дата проведения: декабрь 2013 г.

Форма проверки: тестовая работа в формате ЕГЭ.

Цель: определение уровня знаний учащихся на начало года; выявление проблемных тем и пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся 11-х классов по русскому языку, разработка рекомендаций по ликвидации выявленных пробелов.

Задачи тестирования: изучение уровня подготовки школьников в соответствии с требованиями, зафиксированными в нормативных документах; выявление уровня готовности учащихся 11-х классов к ЕГЭ.

 

1. Документы, определяющие содержание тестовой работы[1]:

1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05 1998 г.).

2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

3) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский язык (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

Кроме нормативных документов, учитываются также требования к подготовке выпускников основной и средней (полной) школы, представленные в рекомендованных Минобразования и науки РФ документах:

– Примерные программы основного общего образования – М.: Дрофа, 1999.

– Примерные программы среднего (полного) образования – М.: Дрофа, 1999.

 

2. Структура тестовой работы.

В работу по русскому языку включено 30 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося.

Тестовая работа по русскому языку состоит из двух частей.

Часть 1 (А1 – А30) содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 (В1 – В8) содержит задания с кратким ответом.

Часть 3 (С1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Распределение заданий по частям тестовой работы

 

 

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 60 баллам

Тип заданий

Часть 1

30

30

50%

С выбором ответа

Часть 2

8

9

15%

С кратким ответом

Часть 3

1

21

35%

С развернутым ответом

Итого

39

60

(100%)

 

 

 

 

Перечень проверяемых умений[2]

 

1.

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.

2.

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.

3.

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.

4.

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.

5.

Умение использовать основные приёмы информационной обработки текста.

6.

Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

7.

Умение определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

8.

Умение определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам.

9

Умение определять принадлежность слова к определённой части речи по его признакам.

10.

Умение проводить лексический анализ слов.

11.

Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.

12.

Умение проводить орфографический анализ слова, предложения.

13.

Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

14.

Умение проводить пунктуационный анализ предложения.

15.

Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.

16.

Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.

17.

Умение использовать приёмы сжатия текста.

18.

Умение определять функционально-смысловые типы речи.

19.

Умение определять основные способы образования слов.

20.

Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.

21.

Умение проводить синтаксический анализ предложения.

22.

Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста.

23.

Умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного.

24.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

25.

Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

26.

Умение оформлять письменную речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

 

Первая часть работы (А1 – А30) проверяет усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности.

Все задания второй части работы (В1 – В8) относятся к повышенному уровню сложности.

Задание С1 (сочинение) является заданием высокого уровня сложности. Варианты тестовой работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

 

4. Время выполнения работы.

На выполнение тестовой работы отведено 3,5 часа (210 минут).

Первая часть работы включает 30 заданий с выбором ответа. Среднее время выполнения одного задания этой части – 1-3 минуты. Ориентировочное время выполнения этой части работы – 60 минут.

Вторая часть работы включает 8 заданий. На выполнение каждого задания требуется от 3 до 7 минут. Ориентировочное время выполнения второй части работы – 45 минут.

Рекомендуемое время выполнения третьей части работы, состоящей из одного задания с развёрнутым ответом, – 120 минут.

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение каждого задания 1 и 2 частей работы (кроме задания В8) учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение задания В8 может быть начислено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Общее количество баллов за задания части «А» - 30; части «В» -11.

Максимальная сумма баллов, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание части «С», – 23 балла.

Общее количество баллов – 64.

При переводе результатов в 5-ти балльную шкалу установлены следующие нормы: первичные баллы

«5» - 54 – 64 баллов

«4» - 39 – 53 баллов

«3» - 17 – 38 баллов

«2» - 0 – 16 баллов

Таблица соответствия первичного и тестового балла

 

0

0

1

3

2

5

3

7

4

9

5

11

6

13

7

15

8

17

9

20

10

22

11

24

12

26

13

28

14

30

 

Порог

15

32

16

34

Первичный балл

Тестовый балл

17

36

18

37

19

38

20

39

21

40

22

41

23

42

24

43

25

44

26

45

27

46

28

47

29

48

30

49

31

50

32

51

33

52

34

53

35

54

36

55

37

56

38

57

39

58

40

59

41

60

42

61

43

62

44

63

45

64

46

65

47

66

48

67

49

68

50

69

51

70

52

71

53

72

54

73

55

76

56

79

57

81

58

84

59

87

60

90

61

92

62

95

63

98

64

100

 

1. Характеристика участников тестирования.

Таблица 1

 

Класс

Всего

Писали

Справились

Не справились

Отсутствовали

Учитель

11 А

21

18

16

2

3

 

11 Б

22

21

19

2

1

 

Итого

42

39

35

4

4

 

 

 

 

2. Результаты выполнения тестовой работы по классам

Таблица 2

 

класс

писали

«5»

«4»

«3»

«2»

% успеваемости

% качества знаний

средний оценочный балл

средний тестовый балл

11 А

18

0

7

9

2

88,9%

38,9%

3,3

51,89

11 Б

21

3

4

12

2

90,5%

33,3%

3,4

54,0

Итого

39

3

11

21

4

89,7%

36,1%

3,35

52,95

 

 

Выполнение частей теста

Таблица 3

 

 

Класс

Тест полностью

Часть А

Часть В

Часть С

средний оценочный

балл

средний первичный балл

средний тестовый

балл

%

выполнения

средний первичный

балл (из 30)

%

выполнения

средний первичный

балл (из 11)

%

выполнения

средний первичный

балл (из 23)

%

выполнения без ошибок

11 А

3,3

33,7

51,89

52,6%

19,9

66,5%

4,2

37,9%

9,6

41,5%

11 Б

3,4

34,8

54,0

54,4%

19,5

64,9%

5,0

45,5%

10,3

54,4%

Итого

3,7

34,25

52,95

53,5

19,7

65,7

4,6

41,7

9,95

47,95

 

 

 

Анализ и интерпретация результатов тестирования

 

Таблица 4

 

 

Содержание программного материала

(кодификатор тем)

% справившихся с заданием

11А

11Б

Итого

А1

Орфоэпические нормы

55,6%

71,4%

64,1%

А2

Лексические нормы (употребление слова)

72,2%

71,4%

71,8%

А3

Морфологические нормы

66,7%

61,9%

64,1%

А4

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

55,6%

61,9%

61,5%

А5

Синтаксические нормы (нормы согласования, построение предложений с однородными членами, нормы управления, построение сложноподчиненных предложений)

55,6%

52,4%

56,4%

А6

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте

50,0%

66,7%

59,0%

А7

Средства связи предложений в тексте

77,8%

90,5%

84,6%

А8

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

88,9%

71,4%

79,5%

А9

Синтаксический анализ предложения (обобщение)

66,7%

52,4%

59,0%

А10

Морфологический анализ

33,3%

33,3%

33,3%

А11

Лексическое значение слова

38,9%

23,8%

30,8%

А12

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

66,7%

81,0%

74,4%

А13

Правописание корней

72,2%

52,4%

61,5%

А14

Правописание приставок

77,8%

66,7%

71,8%

А15

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

83,3%

85,7%

84,6%

А16

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

94,4%

90,5%

92,3%

А17

Правописание НЕ и НИ

100,0%

95,2%

97,4%

А18

Слитное, дефисное, раздельное написание

50,0%

61,9%

56,4%

А19

Пунктуация в простом и сложном предложениях

50,0%

61,9%

56,4%

А20

Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства)

55,6%

52,4%

53,8%

А21

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

83,3%

81,0%

82,1%

А22

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения)

38,9%

38,1%

38,5%

А23

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

66,7%

57,1%

61,5%

А24

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

77,8%

81,0%

79,5%

А25

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи

94,4%

85,7%

89,7%

А26

Синтаксические нормы

77,8%

52,4%

64,1%

А27

Информационная обработка письменных текстов различных жанров и стилей

66,7%

66,7%

66,7%

А28

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

77,8%

66,7%

71,8%

А29

Стили и функционально-смысловые типы речи

33,3%

33,3%

33,3%

А30

Лексическое значение слова.

66,7%

81,0%

74,4%

В1

Основные способы словообразования

61,1%

76,2%

71,8%

В2

Морфологический анализ слова

44,4%

28,6%

35,9%

В3

Словосочетание

33,3%

57,1%

46,2%

В4

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения

22,2%

57,1%

41,0%

В5

Осложнённое простое предложение

50,0%

42,9%

46,2%

В6

Сложное предложение

16,7%

19,0%

17,9%

В7

Средства связи предложений в тексте

33,3%

61,9%

48,7%

В8

Речь. Анализ средств выразительности

 

 

38,9%

С1

Умение видеть и формулировать проблему исходного текста

66,7%

71,4%

69,2%

С2

Умение прокомментировать сформулированную проблему

11,1%

23,8%

17,9%

С3

Понимание авторской позиции

50,0%

71,4%

61,5%

С4

Умение грамотно изложить собственную позицию, аргументировать её

22,2%

4,8%

12,8%

С5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

38,9%

33,3%

35,9%

С6

Точность и выразительность речи

22,2%

19,0%

20,5%

С7

Соблюдение орфографических норм

11,1%

9,5%

10,3%

С8

Соблюдение пунктуационных норм

11,1%

9,5%

10,3%

С9

Соблюдение языковых норм

22,2%

19,0%

20,5%

С10

Соблюдение речевых норм

38,9%

42,9%

41,0%

С11

Соблюдение этических норм

61,1%

71,4%

66,7%

С12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

44,4%

66,7%

56,4%

 

 

Рекомендации

· Активно внедрять в практику преподавания русского языка работу по анализу текста: организовать выполнение заданий на умение комментировать сформулированную проблему в заданном тексте, грамотно изложить собственную позицию, аргументировать её;

· организовать повторение всех тем, включенных в кодификатор элементов содержания заданий по русскому языку, систематизируя материал в тематические блоки; обратить особое внимание на повторение тем, связанных с морфологическим анализом слова (В2); орфографическими и пунктуационными нормами (С1 – С7, К8); лексическим анализом слова (А 11);

· закрепить навыки анализа структуры простого и сложного предложения (В6, В 4), выделения грамматической основы, определения типов связи слов в словосочетании (В 3);

· работать над формированием навыков точной и выразительной речи, над соблюдением речевых и языковых норм при написании текста (К 7, К8);

· формировать навыки анализа функциональных стилей и типов речи, структуры текста (А 29)

· систематически анализировать проблему микротекстов, комментируя её, определять в них авторскую позицию, используя учебные пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к ЕГЭ (http://www.fipi.ru/view/sections/136/docs/202.html (перечень, учебных изданий, допущенных ФИПИ);

· готовить учащихся к сочинению на основе культурологического подхода, обогащая их читательский опыт на уроках литературы;

· формировать у выпускников навык чёткого следования инструкциям при выполнении тестовых заданий и заполнении бланка ответов.

 

 

[1] Спецификация экзаменационной работы по русскому языку единого государственного экзамена. 2011 год. Подготовлено Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» / www.fipi.ru

[2] Там же.