История писем с фронта

Body: 

Сценарий  экскурсии

«История писем с фронта»

Методист музея Языкова И.Н.

Возраст участников экскурсии – ученики 6 класса

Продолжительность экскурсии – 40 минут

Оформление: презентация «История писем с фронта»,материалы и экспонаты музея. Музыкальное  сопровождение: песни Л. Ошанина и А.Новикова  «Дороги», Н.Богословского и  В.Агатова «Темная ночь», К. Листова и А.Суркова «В землянке».

 

Ход экскурсии

Звучит песня Л.Ошанина и А.Новикова«Дороги» (1 куплет, припев)

1 вед: Здравствуйте, дорогие ребята. Вы находитесь в музее Истории школы. Сегодня мы проводим экскурсию «История писем с фронта».

2 вед: Все дальше и дальше от нас грозовые дни Великой Отечественной. Все меньше тех, кто был опален дыханием войны, кто с оружием в руках бился с немецко-фашистcкими захватчиками. Давно перепаханы минные поля, засыпаны воронки от бомб, на местах схваток поднялись новые города и шумят сады…

1вед: 9 мая 2020 года мы будем отмечать 75 лет Великой Победы. Это самый важный праздник для всей страны. Сегодня мы хотим вспомнить имена героев- земляков, наших родственников, рассказать о письмах, которые они писали во время войны своим близким, любимым, делясь с ними переживаниями или радостью.

2 вед: Треугольником сложен потемневший листок,   

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,                                                                       

 И бессонную правду фронтовых голосов…

1 вед: Солдатские письма. Письма с войны, письма с фронта. Их хранят как самое дорогое сокровище. Хранят даже тогда, когда человек вернулся домой. Время не властно над ними, они не теряют ценности. Особенно если это письма тех, кто не вернулся с поля боя, кто сложил свою голову в битве с ненавистным врагом.

2 вед: Годы идут. Зарубцовываются раны, нанесенные лицу Земли, но не зарубцовываются раны, нанесенные сердцу народа. Память о тех, кто спас мир от коричневой чумы, нетленна. И частью этой памяти стали сегодня фронтовые письма. Редкая семья не получала их в годы войны. Их слали с передовой своим женам, матерям, любимым, детям, мужья, сыновья, отцы.

1 вед: Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рёв,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожжённых городов...
О, письма фронтовые грозных лет —
Бесценней документов в мире нет!…

2 вед: В нашем музее есть письма с фронта, которые мы бережно храним. Их немного, но каждое из них представляет особую ценность. Письма Павла Самойлова и Ивана Пронина передали в музей учителя школы. Написанные простым человеческим языком, эти письма подкупают своей правдивостью, читаются с трудом, но с большим интересом и волнуют сердца многих поколений.

1 вед: Слушайте письма военных лет! Это письма погибших к родным, близким, любимым. Они писались под пулями. А под пулями не лгут. Слушайте письма военных лет!                                                                                       Перед нами письма земляка, Василия Спирина,  жене Наденьке.

2 вед: «Здравствуйте! Сегодня по радио сообщили о переходе границы немцами. Наденька, я знаю тебя – ты плакса, так ты не очень-то плачь, то событие, которое сейчас есть, оно в общем-то было неизбежно, к немцу нужно было быть готовым. За меня не беспокойся, дело я свое знаю неплохо и буду драться, как подобает большевику-командиру. Ты, Наденька, мобилизуй свои силы, будь сильна духом, управляй своим семейством, постарайся устроиться на работу. Любящий тебя Вася».

1 вед: Это письмо отправил жене в Куйбышев сначала заместитель командира 707-го артиллерийского полка, потом его командир и, наконец, начальник штаба артиллерийской дивизии майор Василий Степанович Спирин.

2 вед: В следующем его письме мы читаем:

«22 июля 1941г. Второй месяц, как я на фронте, а пережитых жутких минут не сосчитать. Вот и сегодня еду в машине, противник открыл огонь из минометов, снаряды рвались буквально в 15-20 метрах. Третий день ведем бой, набили этих гадов видимо-невидимо, а все-таки сволочи лезут и лезут. Наденька, ты бы посмотрела, в каких условиях я пишу тебе это письмо (лисья нора, горит огарок  свечки, а времени 16 часов). Работы чрезвычайно много, вот уже пятый день я не снимаю сапог, сплю 3-4 часа в день. Извини, что мало писал. Пиши, моя родная. Эх, Наденька, приеду - есть о чем поговорить. Привет всем, Вася».

Это письмо отправил жене в Куйбышев сначала заместитель командира 707-го артиллерийского полка, потом его командир и, наконец, начальник штаба артиллерийской дивизии….

1 вед: Ребята, кто написал эти письма? Кому они были адресованы? Что из них мы узнали о фронтовой жизни командира и бойцов?

2 вед: Каждое письмо помогает нам прочувствовать всю ту боль, что испытали бойцы, не видя матерей, отцов, братьев и сестёр. Каждый день – новая преграда на пути к Победе. К той, что по праву они заслужили.

1 вед: Уже через два месяца семья перестала получать письма.«Пропал без вести»- таким было официальное сообщение о судьбе Василия Спирина.                                                                                                                                Сын его, Юрий,  упросил старшину, знавшего отца, взять с собой. Юрий нашел письмо, в котором было написано:

2 вед: «Юрий, ваш отец погиб как герой. Он ни на миг не сомневался, что Красная Армия победит. Много раз попадал в безвыходные, казалось бы, переплеты, но связь всегда обеспечивал быстро и надежно».

1 вед: Эти строчки написал друг отца Юрия. Из строк фронтовых писем мы слышим голоса тех, кого уже нет, кто отдал свою жизнь за матерей, отцов, жен, детей, Родину.

2 вед: Да, сделали все, что могли мы,
Кто мог, сколько мог и как мог,
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да. Каждый был ранен, контужен,
А каждый четвертый убит.
И лично Отечеству нужен.
И лично не будет забыт.

(Б. Слуцкий «Да, сделали все, что могли мы»)

1 вед: Письма бойцов с фронта Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца и твердая вера в Победу.

2 вед: Ребята, перед нами 4 письма и 3 почтовые карточки,  которые передала из семейного архива в музей Филимонова Ольга Борисовна, концертмейстер школы. Они написаны ее дедушкой, участником Великой Отечественной войны – Самойловым Павлом Дмитриевичем. Он погиб в 1943 году в Белгородской области.

Экскурсовод показывает ребятам фотографию Самойлова П.Д. и  его письма.

1 вед:  Нам с трудом удалось разобрать содержание писем, так как листочки оказались потертыми, некоторые слова размытыми, а буквы непонятными. Мы бережно держали и в руках и понимали всю ценность этих документов.

Письма Павла Дмитриевича были трогательными, нежными, ведь он

переживал за свою семью, жену, детей, хозяйство.

 

2 вед: Павел писал так:

«Привет с фронта! Живём там неплохо. Занимаем маленький домик.

Получил от тебя, Тоня, письмо в октябре. Не беспокойся. Нам выдали

теплое бельё, полушубки, ватные брюки, тёплые шапки, рукавицы, валяные

сапоги. Питаемся хорошо. Алик, сынок, береги мамку, заботься о ней и верь,

что войне скоро конец: германский фашизм скоро разрушится от тяжести собственных преступлений. Развернётся второй фронт, наши силы возрастут, истощатся вражьи силы! Тоня, прошу маму перевезти жить с вами, так ей будет легче переносить трудности, а мне станет спокойнее на душе. Люся, доченька, ты молодец, что продолжаешь хорошо учиться! Вот кончится война, и ты поступишь в музыкальную школу, а может, даже станешь хорошей пианисткой. Время – час ночи. Кончаю писать. Крепко целую вас, дорогие мои! Верьте, что скоро вернусь с победой.

                                                               14.11.41 г. До свидания. Ваш Павел».

 

1 вед: Ребята, что вы услышали из этого письма? Как жили солдаты?

О ком беспокоился Павел?

2 вед: В письме, которое вы сейчас услышали, есть все: и переживания

за жизнь близких, и любовь к каждому из них, и вера в победу над врагом, и стойкость настоящего защитника Родины!

Звучит песня Н. Богословского и В. Агатова «Темная ночь» (1 куплет)

1 вед: Письма обязательно просматривались военной цензурой, чтобы не дать возможности врагу по содержанию личной переписки получить сведения о нахождении частей, их вооружении. Строчки с важной информацией, военными данными вымарывались чёрной краской. Ставился штамп: «Проверено военной цензурой» или «Просмотрено военной цензурой».

2 вед: По данным управления военно-полевой почты, в годы войны было написано шесть миллиардов писем, ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем.

1 вед: В следующем письме Павла Самойлова родным мы читаем:

«11 сентября 1942 года. Коммунистический привет с фронта отечественной освободительной войны, Вам, нашим ближайшим помощникам в борьбе против гитлеровских оккупантов. Тоня,

письмо твоё получил вместе с письмами Петра Афанасьевича и матери с

Катериной. Вчера получил письмо от Нюши из Ленинграда. Она пишет

мало, но только лишь о том, что ей необходимо уехать из Ленинграда. На

дорогу надо не менее 1000 рублей. Я посылал её два раза по 200 рублей.

Получила или нет – не знаю. Ничего не пишет. От Кости также получаю

письма. Алик опять начинает обижать Люсю. Вот это уже нехорошо.

Люся ведь не фашист. А обижать надо фашистов. А Люся наша. Так что

воевать с ней нельзя. Видимо, Люся уже опять в школу пошла. Алик,

наверное, остаётся один. Чтобы ему не было скучно – пришлю лошадку.

До свидания! Ваш Павел».

2 вед: Каким спасением были фронтовые письма во время войны! Они долетали, будто весточка, с той далёкой, военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и очень дороги для нас.

Звучит песня К. Листова и А.Суркова«В землянке»

1 вед: Дороже  Родины и семьи у Павла Самойлова никого не было. Поэтому после боя, в момент передышки, он тут же садился писать домой. Письма родных его поддерживали, придавали ему силу  и уверенность в победе.

«Добрый день, Тоня, Люся, Алик, Нюша и все-все родные и знакомые.

Сейчас собираюсь умыться в бане и поехать верхом до дивизии, поеду мимо

почты, и поэтому решил написать Вам коротенькое письмо. Тоня, я рад за

твои успехи на посевной. Мы в настоящее время на учебу. Покамест еще не

наступали, но кажется должны скоро врезать белофиннам. Время близится

к разгрому гитлеровских бандитов. Провели выводку лошадей. Кони наши в

настоящее время выглядят превосходно. Сытые, веселые и сильные. С

этими конями не страшны переходы, мы готовы бить белофиннов. Получил

письмо от Люси, в котором она пишет уже о том, что едет с Катериной в

Иркутск. Она боялась, что не найдет дороги, но все обошлось.

Из Ленинграда давно получил одно письмо от Нюши. Сообщи о том, что я ей перевел 200 рублей денег. Вот уже я вымылся в бане. Седлают мне моего Охотника, и я еду в дивизию. Ждем, когда пойдем в наступление на этого проклятого врага. Вот так, Аркадий Павлович и Луиза Павловна, мы живем на фронте. Скоро, видимо, повстречаемся, покатаемся на лошадках.

Гитлеровцам осталось недолго топтать нашу священную Землю. Живем сейчас в палатке, имеем хорошую койку с пружинной сеткой, так что покамест не война, а работа в условия хкурорта. Встали - занятия, работа, обед, занятия вновь. Так и летят дни за днями. Сейчас тороплюсь писать.

В общем, мне как-то уже по привычке последнее время жизнь на ходу. Теперь еще работа парторгом тоже нагрузочна. Так и летят незаметно дни за днями. Ну, покамест,  до скорого свидания. Готовьтесь к наступлению на урожай. Крепко жму всем руки. Ваш Павел».

 

2вед: О чем вы узнали из этого письма? Почему письма невозможно читать без волнения? Какой фразой  заканчиваются все

письма? Что это может значить?

В музее есть не только письма, но и почтовые карточки Самойлова П.Д. (показываем ребятам)

1 вед: Война коснулась каждого советского гражданина. На фронт уходили отцы, сыновья, старые и молодые. В минуты отдыха бойцы читали письма из дома, вспоминали родные края, своих любимых, мам и писали им нежные и ласковые слова.

Инсценировка стихотворения Асадова «Письмо с фронта». Выходят два мальчика - экскурсовода  в одежде солдат.

1экск: Теплее на фронте от ласковых писем.                                                          

Читая, за каждой строкой                                                                        

Любимую видишь И Родину слышишь,                                                                                           

 Как голос за тонкой стеной…                                                                                

2 экск: "Мама, тебе эти строки пишу я.                                                                 

Тебе посылаю сыновий привет,                                                                         

Тебя вспоминаю, такую родную,                                                                              

Такую хорошую – слов даже нет!..                                                                 

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,                                   

Застыли орудия, как стадо слонов,                                                                     

И где-то по-мирному  в гуще лесов,                                                                                           

Как в детстве, мне слышится голос кукушки.                                                          

За жизнь, за тебя, за родные края                                                                           

Иду я навстречу свинцовому ветру,                                                                         

И пусть между нами сейчас километры –                                                             

Ты здесь, ты со мною, родная моя!"

(Асадов. «Письмо с фронта»)

2 вед: У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что весточка с фронта приходила после того, как пришла похоронка. И матери, жёны, сестры верили, что она пришла по ошибке. И ждали. Годами. Десятилетиями.

1вед: В нашем музее есть ветхое, потертое до дыр письмо участника Великой Отечественной войны, Ивана Пронина,  своей жене и детям, которое передала в музей школы учитель Рамзаева В.А.

В их семейном архиве от дедушки сохранилось только одно письмо. И всё..

Ни фотографии, ни вещей…

Показываем  письмо Ивана Пронина

2 вед: Мы аккуратно раскрываем  этот треугольник,  а прочитать почти ничего не можем. Строчки размыты, слова непонятны. Держим его в руках и понимаем, насколько долгожданным было письмо для жены и детей Ивана Пронина. Из отдельных фраз, которые мы сумели разобрать, мы узнали, что Иван очень беспокоился о семье. Он писал о своей фронтовой жизни мало. Письмо заканчивалось просьбой к жене беречь детей и верить: он скоро вернется домой с победой.

1 вед: Что взволновало вас в этом письме? Что общего в письмах Павла Самойлова и Ивана Пронина?

2 вед: Всю войну жена и дети ждали возвращения с фронта рядового Пронина. После войны из рассказа друга родные узнали о гибели Ивана.
Он пал смертью храбрых, защищая Родину, но в сердцах родных навсегда остался живым.
1 вед: Если я не вернусь, дорогая,                                                                            
Нежным письмам твоим не внемля,                                                                         
Не подумай, что это - другая.                                                                                    
Это значит... сырая земля. 
Но вернусь... И на письма отвечу,

Нет, я верю — не дуб в полумгле,

Не разлука, а нежная встреча

Сильных ждет на родимой земле!

(И. Уткин «Если я не вернусь, дорогая»)

2 вед: Ребята, есть ли у вас в семье фронтовые письма? А фотографии ваших прадедушек или другие реликвии? Почему об этом важно знать? Почему к ним надо бережно относиться?

1 вед: Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, исписанные карандашом, листочки с поблёкшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной – как их ждали! Не зря фронтовой треугольник остался в нашем сознании, как один из символов той грозной эпохи.

2 вед: Они – как люди.                                                                                            

Могут плакать и смеяться,                                                                                                           

Без стука в любой дом войти.                                                                                    

А могут где-то по дороге затеряться,                                                                    

Рассыпаться в пыли и не дойти...            

1 вед: Их ждут.                                                                                              

Встречая, радостно распахивают двери...                                                              

Слезу смахнув, их с нежностью целует мать.                                                           

И, опустив перед иконой на колени,                                                                                       

 С тревогой в сердце ждёт опять...

2 вед: И сын напишет те слова простые,                                                                            

Что успокоят старенькую мать...                                                                    

Домой спешите, письма фронтовые!                                                             

Остался б жив, кто будет их писать...

1 вед: Находясь в аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.

2 вед: Письма с фронта – это целый мир. Им жить и жить, письмам с фронта. Написанные простым человеческим языком, они подкупают своей правдивостью, читаются с большим интересом и волнуют сердца людей разных поколений.

1 вед: Прошу Вас, храните солдатские письма! Они и просты, и порою грустны, в них столько надежды и вечного смысла!

2 вед: Прошу Вас, храните солдатские письма – тревожную память людской доброты!

Звучит песня Л.Ошанина «Дороги» (3 куплет)

1 вед: В музее есть витрина, на которой представлены личные вещи ветеранов войны 13-ого микрорайона (показываем экспонаты).

2 вед: Кроме писем с фронта, у нас есть письмо ветерана Китаева А.С., адресованное потомкам, то есть вам, ребята (показываем письмо).

1 вед: Ученики нашей школы – активные участники акции «Письмо ветерану». Мы обращаемся к ветеранам со словами благодарности за чистое небо, мир, радость, подаренные нам.

Показываем письма ветеранам

2вед: Мы помним и чтим героев Великой Отечественной, хотим быть похожими на них, учимся у них мужеству, отваге, преданности Родине.

1вед: Вот одно из писем благодарности ветеранам Великой Отечественной:

«Предрассветным майским утром - вслушайтесь в тишину. Когда утихнут залпы салюта, когда стихнут победные крики – УРА! – взгляните на небо и вслушайтесь в тишину. Это небо, чистое, тихое, - это дар нам, дар наших бессмертных героев. Дар прадедов, дедов, отцов, дар матерей и бабушек, дар всех тех, кто положил жизнь в боях за Родину, и всех тех, кто, прорвавшись через огонь войны, вернулся домой с Победой.

Мы помним и чтим их всех. Каждому – вечная память. Вечная слава. Каждому герою, каждой героине, всем, кто боролся за Родину – вечная благодарность.

Спасибо за мир!

Спасибо за чистое небо!

С днем Победы!

09.05.2018 г.                                                 Ученики школы 101».

1 вед: Ребята, писали ли вы когда-нибудь письмо ветерану? Попробуйте перед 9 Мая обратиться к ним с добрыми словами.

2 вед: Принимайте участие в акции «Письмо ветерану». Узнайте у родителей, есть ли в ваших семейных архивах письма с фронта, награды Великой Отечественной войны.

1 вед: Расскажите о прадедушках  и прабабушках  в годы войны. Пусть ваши истории  услышат одноклассники и другие ученики школы.

2 вед: Экскурсия закончена. Спасибо за внимание!