№ 1. 2021 год

 

Вот и начался новый учебный год, и наша сетевая газета приветствует вас, друзья!

Мы надеемся, что вы найдете на наших виртуальных страницах много нового и интересного для себя. Вас ждут как традиционные наши странички, так и новые. А еще вы сможете послушать много интересных спектаклей, созданных по лучшим произведениям детской литературы. 

Итак, мы начинаем.

Страничка изобразительного искусства

Мы с вами начинаем читать по главкам отличную книгу  Евгении Каменевой "Какого цвета радуга". Эта книга об изобразительном искусстве написана для детей, а издана в 1971 году. Но мы дополним статьи из книги и расскажем вам по каждой теме кое-что еще.

Автопортрет

Перед нами лицо пожилого человека. Глаза его спокойно смотрят на зрителя, а в глубине их затаилась боль. Сдвинутые брови говорят о тяжелых мыслях, но мы чувствуем: человек полон мужества и внутреннего достоинства.

Это автопортрет Рембрандта, что есть портрет, на котором художник написал самого себя. Написал, всматриваясь в зеркале в черты своего лица, изучая его.

Художник пишет портреты людей. К чему он стремится, когда работает над портретом? Сохранить для потомства черты того или иного лица? Нет, не только это. В портрете художник  как бы приоткрывает нам  внутренний мир человека: его чувства и мысли, его характер.

Иногда бывает так: человек задумался или улыбнулся и мы вдруг увидели в нем что-то новое. Художник ловит такие мгновения, стараясь лучше понять того, кого изображает. Внимательно присматриваясь к своей модели, он отражает на полотне то, что ему представляется самым главным, самым важным в ней. Поэтому портрет — это не только внешнее сходство с оригиналом.

Великий голландский мастер 17 века Рембрандт ван Рейн написал много автопортретов. Смотря на них, как будто читаешь историю его жизни, его думы и переживания.

Вот он, молодой, полный сил, вместе со своей юной женой Саскией. Жизнь улыбается ему: любимая жена, дети, он — признанный художник. И потому так весело и беспечно смеется он на автопортрете.

Но проходят годы, и мы видим Рембрандта уже человеком зрелым: то спокойным и уверенным в себе, то усталым и угрюмым, то насмешливым.

Рембрандт писал себя и в старости. В автопортретах этого времени мы угадываем горе и страдания, пережитые им.

Писали себя почти все художники. Карл Брюллов, автор картины «Последний день Помпеи», создавал автопортрет, будучи тяжело больным.

В изнеможении он полулежит в кресле, рука его бессильно упала, на красном фоне четко выделяется бледное лицо. Всматриваясь в картину, понимаешь, что человек этот болен и надломлен.

На автопортрете Валентина Серова мы видим вдумчивое лицо молодого человека. И самое замечательное в лице — глаза. Они смотрят зорко и внимательно.

Серов написал много портретов разных людей, правдиво показывая и хорошее, и дурное в их характерах. «У Серова опасно рисоваться», — говорили иногда его заказчики. Он был не только замечательным художником, но необыкновенно честным человеком и в жизни, и в искусстве. (С)

***

Всегда ли художники писали свои автопортреты? Вовсе нет. Были времена, когда художники даже не подписывали свои работы — это считалось признаком гордыни. Да и писали в те времена живописцы картины, по большей части, на религиозные сюжеты. Но вот наступила эпоха Возрождения, и некоторые мастера стали помещать себя на больших, многофигурных картинах — где-нибудь сбоку, в толпе или на заднем плане. Они пока что не решаются писать автопортреты отдельно, и не только из скромности, а просто потому, что краски и доски для картин (а тогда писали на досках или прямо на стенах) стоят дорого. Художники тогда редко могли себе позволить писать то, что им хочется — они все еще считались простыми ремесленниками и целиком зависели от заказчиков. Но хочется остаться в памяти людей не только простым именем, хочется, чтобы люди знали, как ты выглядел. Вот и видим мы, к примеру, художника Сандро Боттичелли справа, в толпе флорентийской знати, гордо смотрящим на зрителя. Ведь это он написал такое грандиозное полотно - есть чем гордиться. 

Многие художники намекали зрителю таким образом на то, что это не просто персонаж в толпе, а это автопортрет. Да к тому же такому изображению есть и более простое объяснение: автопортреты создавались при помощи зеркала. 

Шли годы, художники перестали считаться простыми ремесленниками, ими восхищались. Живописцы уже не стесняясь писали автопортреты, но не только ради славы — ведь нет лучше модели, чем ты сам. Рембрандт корчил перед зеркалом самые разные мины и физиономии, зарисовывая их, а потом использовал полученный опыт при создании картин.

А что же скульпторы, как же они, спросите вы? Они тоже не отставали. Вспомним хотя бы два имени, двух гениев скульптуры.

Микеланджело считал себя очень некрасивым, к тому же в молодости он подрался и ему сломали нос. Но и он оставил свое изображение потомкам. В старости он начал группу под названием «Пьета» («Оплакивание Христа»), где в образе бородатого святого Никодима изобразил самого себя.

А вот другой великий скульптор, Джованни Бернини, подарил свое лицо Давиду. Говорят, что зеркало художнику держал его хороший друг, кардинал Маффео Барберини, которого потом избрали самим Папой Римским.

Одним из первых художников, которые на своих автопортретах откровенно любовались самими собой, был Альбрехт Дюрер. Его знаменитый автопортрет даже вызвал у современников горячие споры: имеет ли право художник возноситься, будто он из знати? Но Дюрер не просто так написал себя таким модником, так роскошно одетым — это изображение он подарил своей невесте. Он как бы намекал ей, что сможет достойно содержать семью и что его жена и дети ни в чем не будут нуждаться.

Вот такие они разные — автопортреты. Свидетельства успехов и неудач художников, стремление остаться в памяти потомков и совершенствование в своем ремесле, гордость и немножко самолюбования, насмешка над самим собой и печаль.

 

Литературная страничка

Сегодня мы познакомимся с вами с замечательным сказочником Григорием Борисовичем Ягдфельдом. Наследие Григория Ягдфельда — пьесы для взрослых и детей, водевили, литературные и режиссёрские сценарии, сценарии цирковых, эстрадных представлений, пантомим и балетов. Несколько киносценариев и пьес написано в соавторстве с Виктором Витковичем и Ниной Гернет. Произведения Григория Ягдфельда переведены на 58 языков.
Послушайте спектакль, поставленный по его повести "Сказка о малярной кисти". Необычайны события произошли с обычным школьником, когда он однажды засмотрелся на маляра, который красил фасад его дома. 

 Музыкальная страничка

А теперь немного о музыке. В сентябре родились многие замечательные композиторы,  и нам просто пришлось "бросать жребий", чтобы выбрать кого-то одного. 

8 сентября 1841 года родился великий чешский композитор Антонин Дворжак.

Вот уж кому пришлось тяжко, пережде чем он стал писать музыку, ведь родился он в семье простого мясника - отец подарил ему первый передник, лишь только мальчик научился ходить. Но мальчик родился каким-то странным: он думал не о колбасах и окороках, а о красоте природы, о чешских сказках и легендах, которые мечтал воплотить в музыке. Пришлось доказывать отцу, что музыкант - это тоже уважаемая профессия. Сначала он выучился играть на органе - органистам платили хорошо, и Дворжак смог в свободное от основной работы время сочинять музыку.  Ему пришлось пройти через многие преграды, столкнуться со многими испытаниями, прежде чем его признали выдающимся национальным композитором. Он писал и оперы - очень красивые и мелодичные, и концерты, и симфонии, но сегодня мы послушаем парочку его славянских танцев. Сначала он написал их для фортепиано, а потом переложил для оркестра. Эти пьесы написаны, правда, по мотивам танцев разных славянских народов и проникнуты любовью к родной культуре. 

 

Логические задачи

Потренируем наш мозг.

На рисунке пятеро ребят. Одного из них зовут Колей, и он стоит с краю. Если бы Нюра стояла рядом с Володей, то Петя оказался бы рядом со своим тёзкой. Кто где стоит?

Еще одна задача. Мальчики пошли с лейками за водой для поливки огорода. Какой из них принесёт больше воды?