Программа первичной профилактики потребления ПАВ

Body: 

 

Автор:

Зам.директора по ВР Ровинская М.И.

педагог-психолог

Бычкова Анна Викторовна

2021год

Пояснительная записка

     Программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде  является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни.

Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.  Проблема употребления наркотиков детьми и подростками носит комплексный, междисциплинарный характер,  и решать ее необходимо совместными усилиями.

Согласно данным статистики, в последние годы наблюдается значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже для людей, далеких от наркологии. Сегодня большое число учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ могут быть отнесены к так называемой группе риска, то есть вследствие активного экспериментирования с различными психоактивными веществами они являются потенциальными пациентами наркологов. Именно поэтому профилактика заболеваний, вызванных химическими зависимостями (как и любых других), в настоящее время представляется более эффективным средством, чем лечение уже сформировавшихся болезней.

Сегодня школа – это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи, где есть возможность общения с ней, где работают люди, сам характер профессиональной деятельности которых диктует необходимость быть «психологом по жизни». Именно работники системы образования – школьные психологи, социальные педагоги, классные руководители и учителя-предметники  могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.

Данная программа направлена на то, чтобы уберечь учащихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года  уберечь  от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.

Поэтому,  так важно  изучать поведенческие паттерны современных школьников,  и главной целью профилактической программы в школе должно быть  - стойкое изменение поведения школьников.

Целью программы является  первичная профилактика  наркозависимости через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.   

Задачи,  решаемые данной программой:

1.Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.

2. Формировать у учащихся устойчивое  отрицательное отношение к «первой пробе» ПАВ.

3.Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического самоуправления и педагогического коллектива.

5.Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников.

6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

7.Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

8. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

9. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.

В настоящее время возникла необходимость дальнейшего развития методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде. Она обусловлена как существенными изменениями социальных, социокультурных характеристик ситуации, связанной с распространенностью ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи, так и изменениями реалий жизни современного общества в целом, возросшей актуальностью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также изменениями государственной политики в сфере борьбы с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением. С одной стороны, профилактическая деятельность ориентируется на дальнейшее усиление и ужесточение контроля за распространением ПАВ, с другой - определяет приоритет задач первичной профилактики, основанной, главным образом, на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностей - созидания, творчества, духовного и нравственного потенциала.

Участниками  программы являются: администрация,педагоги-предметники,  специалисты школы, сотрудники КДН, МВД.

Для того чтобы программа была эффективной, общество должно принимать и поддерживать их. Программа строится с таким расчетом, чтобы объединить семью, школу, общество в целом едином стремлении передать детям и подросткам навыки эффективных коммуникаций там, где они живут, учатся, работают. Любое отдельно взятое учреждение не в состоянии обеспечить полноценную профилактику употребления алкоголя, ПАВ и курения. Поэтому для проведения программы существенны объединенные усилия и привлечение в образовательное учреждение, специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей общественных организаций. Залогом успеха профилактической программы является участие родителей в ее осуществлении.

Научно-методологические  и методические основания программы

Методологическую основу   работы  составили труды С.В.Быкова, Ю.А.Васильевой, Г.И.Гилинского,  С.Я.Ермолич, А.Л. Литхарникова, Л.А.Регуш, Т.А.Шульги и др., в которых отражена значимость формирования ценностных ориентаций  личности, особенности  ценностно- смысловой сферы у  учащихся. Так как системы ценностно - смысловых ориентаций и связанная с ними направленность личности являются центральным звеном, определяющим законопослушность либо противоправность поведения человека, то возникает необходимость изучения особенностей ценностно – смысловой сферы личности учащихся.

Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, активные профилактические мероприятия должны опираться прежде всего на методологию формирования у детей и мо­лодежи представлений об общечеловеческих ценностях, ЗДОРОВОМ образе жиз­ни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от во­влечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.

         Таким образом, стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защи­щающий от возникновения проблем потенциал здоровья -  освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с соб­ственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

 

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

  • Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у де­тей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
  • Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;
  • Внедрение в школе инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
  • Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.

При организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:

  • комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматри­ваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса;
  • актуальность - содержание  психолого-педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактиче­ской программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о ПАВ  и формирова­ние отношения к ним;
  • опережающий характер - целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится ре­альным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с пре­дотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию;
  • конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечи­вающих ребенку успешную социальную адаптацию - важно не только сформи­ровать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и пока­зать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
  • при организации психолого-педагогической профилактики должен соблюдаться принцип запретной информации - полностью исключается использование све­дений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о спе­цифических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их при­менения).

 

Технологии профилактики употребления ПАВ в школе

   Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий - социальные, педагогические, психологические.

Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

Информационно просвестительскоенаправление

 (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);

социально-поддерживающее направление

(деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

организационно-досуговое    направление

(деятельностьобразовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность, мозговые штурмы, проективные методики и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.

Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

 

Этапы реализации программы:

I Подготовительный этап.

  1. Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.
  2. Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

II. Основной этап.

  1. Реализация мероприятий программы.
  2. Внедрение программы через проведение традиционных  мероприятий, направленных  на решение задач:
  1. Участие в  акции «Мы против наркотиков».
  2. Декада здоровья (комплекс мероприятий).
  3. «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.
  4. Спортивные мероприятия.
  5. Психопросвещение, круглые столы с приглашением специалистов.
  6. Классные часы, беседы по данной проблеме.

III. Аналитический этап.

  1. Социальный прогноз.
  2. Анализ реализации программы.
  3. Оформление отчётов.
  4. Оценка результатов.

Механизм реализации программы осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив.
  • взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН
  • психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.
  • привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании.
  • повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.

 

- продолжительность одного занятия не более 40-45 минут;

- программа будет реализована в течение двух лет.

Мероприятия по осуществлению программы

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2021/2022учебный год

Практические дела

Срок исполнения

Ответственные

1

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

Социальный педагог, классные руководители, руководители кружков

2

Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь

 

Кл.руководители.

Зам. директора  по ВР

3

Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

Сентябрь

 

Кл.руководители.

Соц. педагог

4

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

Октябрь-ноябрь 

Соц. педагог , классные руководители, школьный инспектор, родительская общественность

5

Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья”.

Октябрь 

Кл.руководители

Учитель физкультуры

6

Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 7- 9 - ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).

В течение всего периода

Соц педагог

Кл.руководители

7

Анкетирование среди учащихся 5, 9 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения.

Октябрь

Кл.руководители

Соц педагог

8

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Октябрь

Соц педагог

Кл.руководители

9

Совместно с психологом провести выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.

Октябрь  

Психолог

Кл.руководители

10

Провести анкетирование учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

Ноябрь    

Соц педагог

Кл.руководители

11

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь    

Соц педагог

Кл.руководители

12

Среди учащихся 5, 7, 9 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни.

Ноябрь    

Соц педагог

Кл.руководители

13

Психологические занятия и тренинги по профилактике  потребления ПАВ.

В течение всего периода

( по сособому плану)

Педагог-психолог

14

Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь   

Кл.руководители, педагог-организатор

15

Линейка “Наркотики: зависимость и последствия”.

Декабрь 

Зам. директора по ВР

16

Участие в международной акции АНТИ – СПИД.

Декабрь

Зам. директора по УВР, Соц педагог, классные руководители

17

Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”.

1 полугодие

Библиотекарь

18

Оформить картотеку по теме: “Здоровый образ жизни”

1 полугодие

Библиотекарь

19

Провести беседы с просмотром видеокассет по темам:

“Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия”

1 полугодие

Соц педагог

20

Подобрать материалы к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, ,“Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “Профилактика наркомании”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”.

1 полугодие

Библиотекарь

Ответственный  по безопасности

Работники местной амбулатории

21

Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.

В течение периода реализации программы

Соц педагог,

Педагог-психолог

Работники местной амбулатории

22

Участие во Всероссийском уроке здоровья

Апрель

Зам. директора по УВР, учителя физ. культуры

23

Участие в

легкоатлетическом кроссе на приз газеты «Заря»,

районной спартакиаде школьников.

По особому плану

учитель физ. культуры

 

24

Проведение спартакиады по игровым видам спорта «Спортивные надежды нашего села» (в рамках ГТО)

По особому плану

В течение года

учитель физ. культуры

 

25

Волонтёрское движение на базе 5-9 классах по организации пропаганды ЗОЖ и правил безопасного поведения.

В течение года

Соц.педагог-

ГИБДД, ГО и МЧС

26

Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.

В течение года

Соц педагог

27

В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул.

В течение года

Соц педагог инспектор

28

Проводить заседания Совета профилактики правонарушений.

Ежемесячно

Соц педагог

29

Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении.

В течение года

Соц педагог, кл.руководители

30

Проводить психологические тренинги и обучающие занятия

В течение года

Педагог-психолог

31

Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.

В течение года

Кл.руководители

36

Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.

В течение года

Мед.работник

Работники здравоохранения

37

Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе.

В течение года

Родительская общественность 

38

Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков  употребления ПАВ среди обучающихся.

В течение года

Зам. директора по ВР

Работники здравоохранения

Соц педагог

39

Организация в местном печатном издании обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа

жизни.

В течение года

Соц педагог

Зам. директора по УВР

40

Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни

Июнь - август

Зам. директора по ВР мед.работник, учителя физ. культуры

 

Утверждение плана работы совета профилактики школы

 

 

2022 – 2023 учебный год

 

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

Социальный педагог, классные руководители, руководители кружков

 

Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь

 

Кл.руководители.

Зам. директора  по ВР

 

Обновление  базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

Сентябрь

 

Кл.руководители.

Соц. педагог

 

Организация и проведение “Дня здоровья”.

Сентябрь  

Кл.руководители

Учитель физкультуры

 

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

Традиционно Октябрь-ноябрь 

Соц. педагог , классные руководители,

Педагог-психолог, родительская общественность

 

Анкетирование  учащихся 7-11 классов с целью выявления немедицинского потребления наркотиков ПАВ.

Ноябрь    

Педагог -психолог

 

 

Классные часы, по  результатам анкетирования.

Ноябрь    

Кл.руководители

 

Беседы по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков

В течение года.

Соц педагог

Кл.руководители

 

Беседы на общешкольных родительских собраниях по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков

В течение года.

Кл.руководители, зам директора по УВР, педагог-психолог

 

Индивидуальные беседы с родителями детей

В течение года.

Соц педагог

Кл.руководители

 

Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!»

декабрь

Волонтерская группа

 

Встреча учащихся группы «риска» с наркологом. Викторина по теме: «Дети и наркомания»

декабрь

Соц педагог

Кл.руководители

 

Проведение классных часов по темам: «Что ты знаешь о наркотиках?», «Как ты поступишь, если …», «Наркотики и детство».

декабрь

Педагог-психолог,

Соц.педагог,

Кл.руководители, школьный инспектор

 

Конкурс плакатов «Наркомания – это вред».

январь

Соц педагог

Кл.руководители

 

Тест для подростков «Предрасположен ли ты к наркотикам?»

январь

Педагог-психолог

Кл.руководители

 

Встреча с врачом «Предохрани себя»

январь

Соц педагог

Кл.руководители

 

Просмотр видеофильма «Наркомания и дети»

февраль

Соц педагог

Кл.руководители

 

Выставка литературы «Против наркомании»

февраль

библиотекарь

 

Конкурс плакатов, посвященных «Здоровому образу жизни»

февраль

Вожатая, кл.руководители

 

Проведение Недели  профилактики наркозависимости.

март

Педагог-психолог,

Соц педагог,

Кл.руководители,

 

Семинар для родителей 7-х классов «Как пережить опасный возраст?»

март

Педагог -психолог

Кл.руководители

 

Встреча учащихся с врачом наркологом «Наркомания, алкоголизм и подросток» (индивидуальная беседа с учащимися группы «риска»)

март

Соц педагог

Кл.руководители

 

Проведение классных часов по проблемным темам

апрель

Соц педагог

Кл.руководители

 

Диспут «Как противостоять вредным привычкам?» 7-8 классы

апрель

Педагог-психолог

Кл.руководители, школьный инспектор

 

Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних

апрель

Соц педагог

Кл.руководители

 

Педсовет-практикум «Педагогические ситуации. Как избежать беды»

май

Зам. Директора по УВР

 

Итоговое  анкетирование учащихся с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

май    

Педагог-психолог

Кл.руководители

 

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

май    

Педагог-психолог

Кл.руководители

 

Классные родительские собрания. Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?»

май

Соц педагог

Кл.руководители

 

Посещение уроков «Работа  с трудными учащимися на уроке».

В течение года

Соц педагог

Зам. Директора по УВР

 

Рейд «Наши дети и улица»

В течение года

Соц педагог

Кл.руководители

 

Работа телефона доверия

В течение периода реализации программы, (среда)

Педагог-психолог

 

Участие в

легкоатлетическом кроссе на приз газеты «Заря»,

спартакиаде школьников в районе.

По особому плану

учитель физ. культуры

 

 

Проведение спартакиады по игровым видам спорта «Спортивные надежды нашего села»

По особому плану

В течение года

учитель физ. культуры

 

 

Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на ВШУ и учете инспекции, с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положении.

В течение года

Соц. педагог, педагог-психолог

 

Организация летней оздоровительной площадки, лагеря с дневным пребыванием.

Июнь - август

Зам. директора по ВР,  учителя физ. культуры

 

Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый уч. год.

август

 

 

Описание используемых методик и технологий,  психологического и психолого-педагогического инструментария с указанием источников

Эффективность профилактической работы повышается через формирование у детей жизненно важных навыков, т.е. активного участия самих детей в усвоении определенного поведения. Этот процесс  включает моделирование, наблюдение и социальное взаимодействие.  Навыки лучше всего усваиваются, если  учащиеся имеют возможность   активно  практиковать их. Исследования показывают, что, если дети имеют возможность практиковаться в навыках в безопасной атмосфере класса, то они могут быть более подготовлены к тому, чтобы  использовать их вне стен школы.

 

Таблица 1.

Жизненные навыки в контексте   темы «Профилактика употребления ПАВ»

               

Навыки межличностного общения

Принятие решений и критическое мышление

Навыки самоуправления и

самоконтроля

учащиеся могут осуществлять:

1.  Навыки общения:

-информировать других о негативных физических и социальных последствиях, личном неприятии алкоголя, табака и наркотиков,

- попросить родителей не курить в автомобиле или в комнате, если они  находятся вместе  с ними.

2. Навыки эмпатии:

- выслушать и понять причины пристрастия к  ПАВ  друзей,

-предложить альтернативы в практичной и убедительной манере.

3.  Навыки убеждения:

-убеждать  руководство школы принять и проводить политику создания школы, свободной от курения,

-добиваться поддержки местных властей для создания школ и общественных мест, свободных от курения.   

4.  Навыки переговоров / отказа:

- противостоять

настойчивым просьбам друга   курить табак или использовать другие ПАВ, не  поступаясь своими принципами и не теряя    друга.

5. Навыки общения:

-поддерживать лиц, стремящихся остановить употребление  ПАВ,

- конструктивно выражать нетерпимость к их употреблению .

 1.Навыки принятия решений:

-получать   информацию о последствиях употребления алкоголя,   табака и других ПАВ;

-сравнивать связь инертности мышления и последствия      такого употребления;

-  осознавать  свои

собственные причины отказа и рассказать о них окружающим,

- предложить пить безалкогольные напитки на  вечеринке с алкоголем;

- принять и

придерживаться решения об отказе от табака и других наркотиков, искать помощь в осуществлении решения.

2.Критическое мышление:

- анализ рекламы по употреблению табака и алкоголя: привлекательность для  подростков, молодежи,

- выработка

контраргументов, включающих стоимость сигарет и иное

использование денег,

- оценка того, как

табачные фирмы учитывают нехватку средств у части населения и что они предпринимают, чтобы сделать покупку табачных изделий привлекательной,

- анализ причин, заставляющих использовать  ПАВ, поиск здоровых альтернатив.

1.  Навыки

контроля   стрессового состояния:

- анализ

факторов, способствующих стрессу,

-снижение

стресса упражнениями, медитацией, контролем времени,

- дружба с

людьми, которые обеспечивают релаксацию и поддержку.

        

 

Приоритетной формой формирования жизненных навыков в профилактической работе признан тренинг, совмещающий в себе принципы медицинского просвещения и личностного развития детей и подростков.

Тренинг по профилактике злоупотребления ПАВ относится к типу активного обучения, но при этом имеет черты консультационной группы, что обусловлено высокой значимостью проблемы для участников. Ведущий тренинга должен обладать особыми личностными способностями, которые можно развить, и умения, которым можно научиться в ходе специальной подготовки в группах профессионального обучения.

Цель профилактического тренинга заключается в повышении уровня информированности по проблемам, связанным с наркозависимостью; выработка и развитие навыков предотвращения зависимости от ПАВ у подростков.

  • Общие задачи профилактической работы:
  • повышение уровня информированности людей о проблеме;
  • изменение отношения людей к проблеме;
  • выработка и развитие навыков сохранения здоровья;
  • формирование мотивации к сохранению здоровья.

Задачи профилактического тренинга:

1) выяснить исходный уровень информированности подростков и наличие у них навыков поведения, препятствующего возникновению зависимости от ПАВ;

2) дать достоверную информацию о ПАВ, учитывая уровень информированности;

3) сформировать у подростков навыки поведения, исключающего возникновение зависимости от ПАВ.

4) проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков.

Курс тренинга должен соответствовать составу группы и конкретной ситуации.

 

Таблица 3

Примерная структура каждого занятия(по Н.А. Сирота, В.М. Ялтонскому)

       

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

Приветствие

 

Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность

Определенные ритуалы

Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу

Начало работы

5 - 10 мин

Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают)

Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием

Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства

Разминка

5 - 10 мин

1.Объединение, сплочение группы

2.Развитие межличностных связей

3. Включение в совместную деятельность

Более или менее подвижные игры с четко определенными правилами

1.Обозначение правил и границ

2.Обеспечение безопасности участников.

Работа по теме

30 мин

Задачи соответствуют теме занятия

Самые разнообразные формы активности (игры, рисование, психодрама и т.д.)

1.Дать определенную информацию в доступной форме.

2.Предоставить возможность выразить свои чувства

3. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации

Разминка

10 - 15 мин

 

 

 

Работа по теме

25 мин

 

 

 

Завершение занятия

10мин

1.Возможность выплеснуть накопившееся напряжение

2. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии

Подвижные и/или релаксационные игры

Обеспечение безопасности участников

Прощание

 

Обозначить конец занятия

Определенные ритуалы

Эмоциональная поддержка детей

 

Тренинговые занятия  эффективны, если они достигли поставленной цели. Завершить работу и  получить ответы на следующие вопросы:

  • Содержание. Узнайте, какой информации участникам показалось мало, а какой много; что было сложным, а что слишком простым.
  • Методы. Узнайте, что участники думают по поводу использования применяемых методов.
  • Продолжительность. Узнайте, считают ли участники время, отведенное для тренинга достаточным или недостаточным.

Заключительным этапом любого тренинга должна стать рефлексия, которая, как указывалось выше, направлена на осмысление своих собственных действий.

 

Обучающие занятия как модель реализации профилактической программы

 

Наиболее многообещающим подходом в профилактической работе является подход, основанный на обучении навыкам и умениям. Ниже приводятся примерные варианты обучающих занятий.

 

Занятие 1.       «Сделай свой выбор!»

Цель - способствовать выработке у подростков отрицательного отношения к употреблению алкоголя

Задачи    

Дать информацию о влиянии алкоголя на человека

Обсудить причины употребления алкоголя подростками

Обсудить последствия употребления алкоголя подростками

Поговорить о возможных способах решения жизненных проблем без употребления алкоголя 

Теоретическое положение

Профилактика употребления алкоголя среди несовершеннолетних в настоящее время стала одной из актуальных задач, поскольку его употребление в подростковом возрасте наносит максимальный вред физическому, психическому и социальному здоровью. Исследования показывают, что употребление алкоголя в этом возрасте повышает вероятность появления таких проблем, связанных с алкоголем, как: регулярное употребление крепких напитков, курение, употребление запрещенных наркотиков. Доказано, что эксперименты в области наркомании начинаются с более доступных и принятых в обществе алкоголя  и табака. Серьезное влияние оказывает алкоголь на задержку физического и психического развития, обостряет проблемы в семье и в школе, значительно увеличивает сексуальную активность подростков, что может привести к нежелательной беременности и к заболеваниям, передающимся половым путем. Подростки, употребляющие алкоголь, чаще других становятся жертвами таких преступлений,  как изнасилование, нападения, избиения и ограбления. Употребление алкоголя является причиной преждевременных смертей молодых людей от несчастных случаев    (утопление, пожар), а также от самоубийств и убийств.

Цель профилактического воздействия - отсрочить начало употребления алкоголя подростками, сократить употребление теми, кто его уже пробовал, и решить проблемы, связанные с алкоголем. Большинство подростков не осознают опасности  употребления алкоголя и других психоактивных веществ, поэтому очень важно, обсуждать последствия без преувеличений, чтобы не подорвать их доверия к правдивой информации о ПАВ. Профилактические усилия должны быть направлены на функции, выполняемые алкоголем и факторы риска, связанные с влиянием окружающей среды.

Материалы необходимые для занятия: доска, мел.

Подготовка к занятию: Подготовьте 4 карточки с рассказом и вопросами к ним.

Ход занятия:

Энергизатор: «Молекулы».

Участники закрывают глаза и, жужжа, начинают хаотично двигаться в разные стороны по комнате. Через какое-то время ведущий хлопает в ладоши и дает команду участникам объединиться в пары. Продолжите игру, скажите участникам объединиться по 3 человека, затем по 4 и так далее.

Представление темы занятия. Напишите на доске тему . Скажите, что на занятии будут обсуждаться причины употребления алкоголя подростками и отрицательные последствия, которые наступают в результате злоупотребления спиртными напитками.

Мозговой штурм. Спросите, что участникам известно об алкоголе. Фиксируйте их ответы на доске. Проведите обсуждение полученных ответов. Обратите внимание на отрицательные характеристики алкоголя, данные участниками. Ответы, содержащие положительные характеристики алкоголя обсудите всей группой. Скажите, что производители алкоголя прилагают много усилий для того, чтобы их товар выглядел внешне привлекательным (красивые бутылки, этикетки), вкусным, но ничего не говорят о вредных качествах алкоголя. Подведите к выводу, что алкоголю часто приписывают те свойства, которыми он на самом деле не обладает.

Мини-лекция. Дайте  определение алкоголя из словаря. Скажите, что алкоголь содержится в пиве, вине, шампанском и водке. Обратите внимание на то, что в одной порции  различных алкогольных напитков содержится примерно одинаковое количество чистого алкоголя (равное 15 мл): в банке пива его столько же, сколько и в 150 мл вина и 40 мл водки. Попадая в кровь, алкоголь замедляет реакции, нарушает двигательные функции, снижает ощущение опасности, приводит к нарушению сокращения мышц, слуха, зрения, обоняния, вкуса. Употребление большого количества алкоголя приводит к алкогольному отравлению, нарушению дыхания, сердечного ритма, возможности потери сознания. Употребление алкоголя часто становится причиной несчастных случаев и преждевременной смерти.

Мозговой штурм. Разделите доску на две части. Озаглавьте первую часть «Причины употребления алкоголя». Попросите назвать причины, по которым подростки начинают употреблять алкоголь. Запишите ответы. Обсудите некоторые причины того, почему подростки употребляют алкоголь. (Например: чтобы выглядеть старше, расслабиться, стать более популярным). Спросите, действительно ли при помощи алкоголь  этого можно добиться? Подведите к выводу, что алкоголь не магическое средство и не выполняет тех функций, которые ему часто приписывают люди. Например: когда человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, начинает пить, он не занимается разрешением этой ситуации, однако может осложнить ее, и даже создать новую проблему, если под воздействием алкоголя совершит какие-либо необдуманные поступки или правонарушения (ссоры, драки, привод в милицию и т.п.). Подчеркните, что алкоголь влияет на рассудок, и пьющий часто не осознает опасности своих действий. Обратите внимание, что в нашей стране законом запрещено приобретать и употреблять алкогольные напитки лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

Групповая работа. Объедините участников в группы по 3 - 4 человека. Дайте каждой группе карточку с рассказом и вопросами к нему. Каждая группа должна обсудить поведение какого-либо  одного героя: 1 группа анализирует поведение  Веры; 2 группа -  Сережи; 3 группа -  Валеры; 4 группа -  Наташи. 

Попросите прочитать рассказ, обсудить поведение своего героя и ответить на следующие вопросы. 1. Какую проблему пытался решить герой ситуации с помощью алкоголя? 2. Удалось ли герою решить свою проблему с помощью алкоголя? Почему? 3. Как герой ситуации, мог решить свою проблему без употребления алкоголя?

Рассказ: Саша пригласил на день рождения своих одноклассников: Веру, Сережу, Валеру и Наташу. Родители ушли, и ребята остались одни. Они танцевали и  играли в разные игры. Когда вечеринка была в самом разгаре, к Саше зашел его сосед Витя со своим другом. Они были на три года старше Сашиных одноклассников. «Какой же день рождения без выпивки», – удивился Саша? Витя стал убеждать ребят, что немного вина сделает их вечеринку более веселой, что они уже взрослые и пить вино – совсем не опасно. Ребята сначала робко отказывались, но потом согласились.

1. Вера подумала, что, выпив немного вина, она станет смелее и наконец-то сможет пригласить танцевать Сережу, который ей очень нравился.

2. Сережа решил, что вино поможет ему расслабиться, так как у него была трудная неделя.

3. Валера, который был маленького роста, и над ним иногда посмеивались, решил,  если он будет пить вино вместе со всеми, никто уже не скажет, что он маленький.

4. Наташа решила, что немного вина поднимет ей настроение, так как она накануне поругалась со своей подругой.

После того, как вино было принесено и выпито, ребят было трудно узнать.

1. Веру бокал вина так разморил, что она уткнулась в подушку и уснула на диване.

2. Сережа стало тошнить, и он только и думал о том, как ему плохо.

3. У Валеры после выпитого вина так разболелась голова, что он сидел и плакал, как ребенок.

4. Наташа после выпитого бокала вина стала танцевать, но не удержалась на ногах и упала, порвав свое новое модное платье. Ее настроение было окончательно испорчено.

Выслушайте отчеты групп. Обратите внимание, что употребление алкоголя часто не только не помогает разрешить ситуацию, но и может усугубить ее, создав новые проблемы. Подведите к выводу, что существует много здоровых способов, которые помогают справляться с проблемами и  весело проводить время. Например: игры, спорт, обучение навыкам общения, преодоления отрицательных эмоций. Скажите, что в случае, когда самому не получается справиться с жизненными проблемами, следует обращаться за помощью к специалистам (врачу, психологу, воспитателю, педагогу, милиционеру и др.).

Работа в группах кооперативного обучения (КО). Разделите участников в 4 группы КО. Дайте задания:

1-я группа – проект «Веселье без алкоголя».

2-я группа – проект «Антиреклама алкоголя».

3-я группа – проект «Здоровые способы снятия стресса».

4-я группа – проект «Алкоголь и здоровье».

Презентация проектов.

Групповая работа. Скажите, что сейчас они будут обсуждать последствия употребления алкоголя. Попросите назвать возможные последствия в следующих ситуациях: 1.  Ехать в автобусе без билета.  2.  Хорошо подготовиться к работе.

Обратите внимание, что последствия могут быть положительными или хорошими, или отрицательными или плохими.

Разделите участников на 3  группы кооперативного обучения. Дайте группам задание. 1 группа должна обсудить  и рассказать об отрицательном влиянии употребления алкоголя на здоровье; 2 группа – об отрицательном влиянии употребления алкоголя на поведение; 3 группа – об отрицательном влиянии употребления алкоголя на учебу.

Последовательно заслушайте отчеты групп, запишите ответы на доску и проведите обсуждение.

Мини-лекция: Подчеркните, что употребление алкоголя приводит ко многим отрицательным последствиям.

  1. Длительное употребление алкоголя приводит к отрицательным последствиям, угнетающим здоровье человека: снижает сопротивляемость организма к инфекциям; приводит к раздражению желудка и язвам, высокому кровяному давлению и инсультам; необратимым изменениям в печени и мозге. Длительное употребление алкоголя нарушает производство мужского гормона (тестостерона) и может привести к импотенции у мужчин. У женщин происходит изменение гормонального цикла. Употребление алкоголя беременными женщинами ведет к внутриутробным дефектам плода и новорожденных.
  2. В результате употребления алкоголя человек теряет контроль над своим поведением, что может выражаться в агрессии, драках, ругани, потере привлекательности, необдуманных поступках, приводящих к дорожным происшествиям, правонарушениям, аресту.
  3. Последствия употребления алкоголя на учебу непосредственно связаны с влиянием алкоголя на деятельность мозга, в результате снижается концентрация внимания и памяти, что  приводит к снижению успеваемости, прогулам и исключению из школы.

Подведите к пониманию, что учет отрицательных последствий употребления алкоголя помогает делать здоровый выбор в ситуациях, связанных с употреблением алкоголя.

Мозговой штурм. Скажите, что  большинство подростков никогда не  употребляли алкоголь. Попросите подумать и  назвать причины, по которым подростки не употребляют алкоголь. Проводите опрос до тех пор, пока список причин не употреблять алкоголь станет больше, чем причин его употребления. Запишите ответы на второй части доски, озаглавленной «Причины не употреблять алкоголь».

Групповая дискуссия. Обсудите ответы. Особое внимание обратите на причины не употребления алкоголя подростками, связанные с его непосредственным влиянием на поведение и внешность: драчливость, злость, агрессивность, качающаяся нетвердая походка, головокружение, тошнота, рвота, неприятный запах изо рта, красные глаза, заплетающаяся речь и т.п.

Энергизатор: «Мяч по кругу»

Участники встают в круг. Держат руки с открытыми вверх ладонями на уровне талии. Нужно прокатить мяч по ладоням так, чтобы он не упал. Повторите процедуру несколько раз, увеличивая скорость и меняя направление: влево, вправо.

Выводы:

Употребление алкоголя отрицательно влияет на здоровье, поведение и учебу, т.е. мешает  человеку полноценно жить.

Существует много причин, по которым многие подростки не употребляют алкоголь.

 

Занятие 2.  «Употребление табака: за или против?».

Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения ПАВ на примере табака

Материалы: Тест «Безопасный рисунок», бумага, фломастеры, краски

 

Время: 1,45 минут.

Тест-упражнение «Безопасный рисунок: «Мое отношение к ПАВ» (30 минут).

Инструкция: Анонимно ответьте на следующие вопросы:

1.Употреблял ли ты наркотики?

2.Предлагали ли тебе попробовать наркотики?

3.Употреблял ли ты алкоголь?

4.Курил ли ты табак?

На обратной стороне листа сделайте рисунок «Я и ПАВ»

Актуализация:

Подростки обычно переоценивают количество курящих людей. Подчеркнуть факт, что курильщики находятся в меньшинстве, задав участникам следующие вопросы:

1.Какой процент подростков курит? (Курение в этом случае определяется как одна сигарета в неделю).

-подсчитать (больше половины, меньше половины и т.п.).

-проголосовать по каждой из оценок;

-назвать реальные цифры (11,4%).

2.Какой процент взрослых курит?

-Подсчитать;

-проголосовать;

-назвать реальные цифры (30,8%).

Мозговой штурм. Обсудить причины курения/ отказа от курения подростков. На ватмане, разделив его на две части, записать все идеи.

Мини-лекция.

Научными исследованиями показано, что курение сигарет является фактором риска для нескольких тяжелых хронических заболеваний, включая рак легких, коронарную недостаточность сердца, эмфизему и бронхит. 90% рака легких приходится на курильщиков. Исследования показали, что каждая выкуренная сигарета, уносит 6 минут жизни человека. Сигареты опасны, потому что содержат или выделяют при горении ядовитые вещества – смолы, никотин, угарный газ. Угарный газ является ядовитым веществом, которое снижает способность крови насыщать клетки организма необходимым количеством кислорода. Некоторые специалисты считают, что курение табака может привести к употреблению других наркотиков.

Работа в группах КО.

Упражнение «Прокуришь ли ты деньги?»

Предполагается небольшой математический расчет и способность визуализировать, на что еще можно потратить деньги. Пачка сигарет стоит примерно от 7 до 20 рублей. Если выкуриваете полпачки сигарет в день, посчитайте, сколько уходит денег:

-в неделю

-в месяц

-за полгода

-в год

Потом посчитайте, сколько тратится денег, если выкуривать целую пачку сигарет. Вместе подумайте, что полезного можно купить на эти деньги?

В заключение заполняется ПОПС-формула «Мое отношение к курению»

П-позиция

(в чем заключается

твоя точка зрения)

 

 

я считаю, что____________________

___________________________

О – обоснование

(довод в поддержку твоей позиции)

 

 

потому что,___________________

___________________________

П- пример

(факты, иллюстрирующие твой довод)

 

…например,________________

__________________________

С- следствие

(вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции)

поэтому_________________

__________________________

 

Занятие 3.Твои знания – твой иммунитет.

Цель:  формирование негативного отношения к наркотикам.

Задачи:

  • дать определение наркотикам;
  • дать информацию о последствиях употребления наркотиков подростками;
  • обсудить причины употребления наркотиков подростками;

Теоретическое положение

В большинстве случаев немедицинское употребление наркотических веществ подростками связано с их попытками изменить настроение, регулировать эмоции, чувства, состояния. На практике желаемые состояния достигаются далеко не всегда и, более того, если и достигаются, то являются кратковременными. Одновременно, нарастают долговременные и, безусловно, отрицательные последствия немедицинского употребления наркотических веществ. Отсутствие достоверной информации о наркотиках является одним из важнейших факторов риска наркомании. Своевременное и грамотное информирование – необходимый элемент профилактического воздействия на подростков. Употребление подростками психоактивных веществ называется специалистами проблемным поведением. Поэтому важно также учить навыкам безопасного поведения, чтобы снизить риск употребления психоактивных веществ.

Необходимые материалы: доска, мел, плакат «Причины не употреблять наркотики».

Подготовка к занятию: познакомиться с материалами урока,  найти и прочитать информацию о наркотиках.

Ход занятия:

Энергизатор «Дракон»:

Участники встают цепочкой, положив руки на плечи впереди стоящему. Первый – «голова дракона», последний – «хвост». Задание: «голова» должна поймать «хвост». Цепочку разрывать нельзя.

Представление темы занятия.  Объявите тему занятия и напишите ее на доске. Скажите, что на занятии будут обсуждаться причины и последствия употребления наркотиков подростками.

Попросите каждого подумать над вопросом: «Что такое наркотики», дав им 3-5 определений. Предложите желающим огласить свои определения группе.

Групповая работа. Объедините участников в группы КО по 3-4 человека. Предложите им обменяться своими определениями наркотиков, обсудить все ответы и дать одно определение, с которым согласилась вся группа.

Выслушайте отчеты групп. Запишите определения, данные участниками, на доске и обсудите их.

Спросите, какие наркотики участники знают. Запишите их ответы на доску. (Например: марихуана, героин, экстази, кокаин).

Мини-лекция. Дайте определение наркотикам из словаря. Скажите, что в России к наркотическим средствам отнесены: 

опиаты (героин, морфин, промедол, кодеин);

галлюциногены или психоделические средства (гашиш, анаша, марихуана, ЛСД);

некоторые психостимулирующие вещества (кокаин, первитин, эфедрон и другие амфетамины);

психостимуляторы с галлюциногенным компонентом (экстази). Скажите, что употребление наркотиков приводит к наркомании – тяжелому, неизлечимому заболеванию, обусловленному зависимостью от наркотического средства.

Групповая работа. Объедините участников в 4 группы КО. Попросите каждую группу обсудить, что говорят об употреблении наркотиков подростками: их сверстники – 1 группа; СМИ (газеты, журналы, телевидение) – 2 группа; учителя, воспитатели – 3 группа; работники правоохранительных органов – 4 группа.

Выслушайте отчеты групп и обсудите их ответы. Спросите, почему в обществе существует отрицательное отношение к употреблению наркотиков подростками и молодежью? Подчеркните, что употребление наркотиков имеет крайне негативные последствия для человека.

Мини-лекция. Познакомьте с последствиями употребления наркотиков. Обратите внимание, что употребление внутривенных наркотиков связано с большим риском заражения ВИЧ, гепатитами В и С, инфекциями, передаваемыми половым путем, передозировками, вплоть до смертельного исхода. Употребление наркотиков приводит к физическому и нервному истощению, к тяжелым депрессиям, к самоубийству. Ресурсы организма быстро изнашиваются, сильно страдает нервная и репродуктивная система, сердце, печень. Отрицательное влияние наркотиков на работу мозга делает невозможным продолжение обучения. Потребитель наркотиков перестает уделять внимание своей внешности. Под воздействием наркотиков человек перестает контролировать свое поведение, что приводит к потере друзей, к рискованным поступкам и нарушению закона.

Скажите, что в нашей стране  хранение, распространение и употребление наркотических веществ в немедицинских целях запрещено законом и подлежит уголовному преследованию. Это связано с разрушающим влиянием наркотиков на физическое, психическое и социальное здоровье человека.

Мозговой штурм. Попросите назвать причины употребления наркотиков подростками. Выслушайте ответы. (Например: желание выглядеть взрослым; быть принятым в компанию; расслабиться; быть как все; любопытство).

Задайте вопросы:

1) Является ли употребление наркотиков признаком взрослости? (Скажите, что большинство взрослых не употребляют наркотики).

2) Можно ли предложение наркотиков расценивать, как дружеский жест? (Подумайте, хорошо ли быть принятым в компанию наркоманов?Обратите внимание,что распространители наркотиков получают огромные прибыли и поэтому заинтересованы в том, чтобы потребителей наркотиков становилось больше).

3) Следует ли пробовать наркотики из любопытства? (Подчеркните, что даже однократное употребление наркотиков может быть опасным для жизни  и здоровья).

Сделайте вывод, что большинство подростков осуждают употребление наркотиков, потому что хотят оставаться здоровыми и добиться успеха в жизни.

Мозговой штурм. Предложите группе подумать и назвать причины, по которым они не советовали бы подросткам употреблять наркотики. Опросите добровольцев, выпишите ответы на доску и обсудите их. Проголосуйте те причины, под которыми группа готова подписаться. Выпишите согласованные причины на плакат «Причины не употреблять наркотики».

Энергизатор. Участникистоят или сидят в кругу. Ведущий начинает какое-то движение, другие по очереди повторяют и делают его до тех пор, пока оно не вернется к ведущему. Затем ведущий начинает другое движение и т.д. Движения: 1)трение ладоней; 2) щелканье пальцами; 3) хлопанье ладонями по бедрам; 4) топанье ногами; 5) хлопанье по бедрам; 6) щелканье  пальцами; 7) трение ладоней; 8) руки вверх и аплодисменты.

Выводы:

Употребление наркотиков опасно для здоровья человека

Существует много причин  не употреблять наркотики.

Занятие 4.      «Скажи – «нет!»

Цель: развитие у подростков навыков уверенного отказа от предложения психоактивных веществ.

Задачи:

  • обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить,  употреблять алкоголь или наркотики;
  • познакомить подростков с различными способами уверенного отказа;
  • тренировать способы  отказа от психоактивных веществ.

Теоретическое положение

Исследования показывают, что на употребление психоактивных веществ большое влияние оказывает социальное окружение подростков, особенно сверстники и члены семьи. Так, если друг или член семьи употребляет алкоголь или наркотики, то и подросток, скорее всего, будет употреблять их в такой же манере или при таких же условиях. Профилактические усилия должны быть направлены на развитие навыка сопротивления давлению, умения говорить «нет» в ситуациях, связанных с предложением ПАВ.

Необходимые материалы

Листы бумаги (формат А-4) и карандаши, по количеству равному половине состава группы.

Подготовка к занятию

Карточки с ситуацией «Просьба»; плакаты «Правила уверенного отказа»; «Способы отказа»;  Карточки «Приемы предложения ПАВ и способы отказа».

Ход занятия:

Энергизатор «Двое рисуют одним карандашом»

Объедините подростков в пары. Дайте каждой паре по одному листу бумаги и карандашу. Не договариваясь заранее, ребята, молча, держа вдвоем один карандаш, рисуют на  листе бумаги. Пусть ребята покажут свои рисунки. Предложите желающим рассказать, как они выполняли задание. Что они чувствовали.

Представление темы занятия. Скажите подросткам, что на занятии они будут обучаться различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.

Мозговой штурм.

Попросите подростков привести примеры, когда их просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики. Задайте подросткам вопросы: 1) Кто предлагал (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)? 2) Какую цель преследовал предлагающий? 3) Удалось ли отказаться? 4) Кому труднее всего отказывать в просьбе? 3) Чьему давлению тяжелее сопротивляться? Выслушайте ответы.

Скажите, что человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно,  если это были старшие по возрасту или авторитетные люди. (Примеры: принуждение совершить преступление, уговоры попробовать наркотики).

Попросите назвать причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется. Выслушайте ответы и выпишите их на доску.

Скажите, что существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоями, быть высмеянными, бояться обидеть, казаться грубыми, быть не такими как все и др.

Подчеркните, что существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.

Повесьте плакат «Правила уверенного отказа». Прочитайте эти правила вместе с подростками и обсудите их.

1. Если ты хочешь в чем-либо отказать человеку, четко и однозначно скажи ему «нет». Объясни причину отказа, но не извиняйся слишком долго.

2. Отвечай без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.

3. Настаивай на том, чтобы с тобой говорили честно и откровенно.

4. Попроси объяснить, почему тебя просят сделать то, чего ты делать не хочешь.

5. Смотри на человека, с которым говоришь. Наблюдай, есть ли в его поведении какие-либо признаки неуверенности в себе. Следи за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).

6. Не оскорбляйте и не будьте агрессивными.

Групповая работа. Объедините подростков в группы КО по 2 человека. Раздайте каждой паре карточки с ситуацией «Просьба». Предложите подросткам прочитать ситуацию, и, используя один из способов отказа, разыграть сценку, в которой герой отказывается выполнить просьбу. Скажите, что  при подготовке сценки они должны использовать «Правила уверенного отказа».

Ситуация «Просьба».

Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул. Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую-то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться. Тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услугу деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.

Способы отказа:

Нет, не могу

Нет, нет, и еще раз нет

Нет, мне сейчас некогда

Нет, спасибо, мне не нужны деньги

Скажи нет и уйди, не объясняя причин

Посмотрите сценки, представленные ребятами, проведите обсуждение и поблагодарите участников. Скажите, что брать у незнакомых людей вещи опасно. Сделайте вывод, что знание и умение применять приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.

Скажите подросткам,  что не всегда в жизни бывает достаточно просто сказать «нет», когда принуждают выпить или попробовать наркотики. Предложите игру, в ходе которой ребята потренируют способы, помогающие избегать давления и оставаться востребованными своими сверстниками, продолжать дружить  и весело проводить время.

Игра. Объедините подростков в 4 группы КО.Раздайте каждой группе карточки с приемами предложениями ПАВ и со способами отказа.  Каждый участник группы по очереди вытягивает карточку с одним из приемов, читает его вслух. Затем предлагает соседу справа, прочитать ответ. Каждому приему предложения ПАВ соответствует два ответа с отказом.

Приемы предложения ПАВ и способы отказа:

Привет. Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое-что выпить.

Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим;

Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).

Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?

Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят; 

Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит;

Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все, не упрямься.

Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили, что я наркоман;

Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.

Хочешь выпить?

Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки;

Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.

Предложите группам продемонстрировать понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ. Поблагодарите их за представление.

Важно довести до ребят понимание того,  что давление пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут подросткам отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.

Подведите итог занятию, обратив внимание подростков, что отказ от употребления табака,  алкоголя и наркотиков сохранит их здоровье.

Энергизатор «Подарок».

Ребята стоят в кругу. Каждый по очереди передает соседу, стоящему справа свой подарок, который он показывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесен. Повторяться нельзя.

Вывод:

От предложения употребления психоактивных веществ нужно отказываться.

Существует много эффективных способов говорить «нет».

 

Обоснованных критериев ограничения и противопоказания на участие в усвоении программы нет.

 

Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.

Соблюдение этического кодекса психологов,закона о персональных данных, закона об образовании РФ и РТ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 7.05.2013г.  № 99-ФЗ, выработка правил группы и их соблюдение.

 

Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы.

 

Специалисты образовательного учреждения создают условия для правильной организации учебной деятельности, предполагающую личностную включенность школьника в процессы развития.

Педагог – психолог несет ответственность за жизнь и здоровье учащегося во время проведения  занятий, а так же за

- сообразность содержания и методов реализации программы с возрастными  и личностными особенностями учащихся;

- жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- адекватность используемых  диагностических методов, обоснованность рекомендаций.

Участники программы отвечают за соблюдение норм поведения, правил, выработанных группой, посещение занятий, микроклимата на занятиях, качество выполнения заданий.

 

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы.

 

Требования к  педагогам- участникам:

  • Знание основ возрастной психологии.
  • Готовность к сотрудничеству   в рамках программы с учащимися, родителями, педагогами (один из критериев качества восприятия и осознания детьми информации по проблеме и эффективности результатов совместной деятельности). Умение создать доверительные отношения с «трудными» подростками.
  • Наличие определенных личностных качеств: открытость, склонность к сотрудничеству и эмпатии, развитая мотивация помощи, общительность.
  • Высшее психологическое  или педагогическое  образование.
  • Опыт работы с детьми. Навыки групповой работы.

 

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы.

Для проведения занятий необходимо наличие удобного помещения, мультимедийного проектора, видеокамеры, магнитофона, компьютера с DVD-ROM, принтера, фотоаппарата, наборов цветных карандашей (12 цветов) по количеству участников, белой бумаги форматом А 4, файловые папки на каждого участника, простые карандаши, ватман, краски, цветная бумага и картон, клей, ножницы и т.д.

 

Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы.

Наличие  в кабинете психолога  вышеперечисленной специализированной литературы по работе с учащимися  асоциального поведения. Выход в сеть интернет.

Этапы реализации комплексно-целевой программы:

I Подготовительный этап.

1.Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.

2.Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

II. Основной этап.

1.Реализация мероприятий программы.

2.Внедрение программы через проведение традиционных  мероприятий, направленных  на решение задач:

     3.Участие в  акции «Мы против наркотиков».

     4.Декада здоровья (комплекс мероприятий).

5.«Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.

6.Спортивные мероприятия.

  1. Психопросвещение, круглые столы с приглашением специалистов.
  2. Классные часы, беседы по данной проблеме.

 

III. Аналитический этап.

  1. Социальный прогноз.
  2. Анализ реализации программы.
  3. Оформление отчётов.
  4. Оценка результатов.

 

Механизм реализации программы осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив.
  • взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.
  • психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.
  • привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании.
  • повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.

 

Сроки реализациипрограммы:

- продолжительность одного занятия не более 40-45 минут;

- программа будет реализована в течение двух лет.

  1. Результаты реализации программы (промежуточные и итоговые).

Промежуточные результаты:

  • Стабильность состава группы;
  • Мотивация на участие в программе;
  • Благоприятная психологическая атмосфера в группе;
  • Установление доверительных отношений между участниками и ведущим.

 

Итоговые результаты:

  • Устранение разрыва между теоретическим знаниями и своим собственным поведением;
  • Обретение структурированности в представлениях о себе и жизни;
  • Обретение положительных ценностно – смысловых ориентиров в жизни;
  • Привлечение учащихся аддиктивного поведения к посещениям в спортивные секции, участию в общественной жизни школы.

 

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

 

  • Проведение заседаний рабочей группы.
  • Посещение и взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, проводимых по профилактике ПАВ.  Совершенствование форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий.
  • Создание методической копилки материалов по профилактике наркозависимости.
  • Мониторинг  психоэмоционального состояния обучающихся и морально-психологического климата в школе.
  • Диагностика и сбор статистики о динамике распространенности факторов риска немедицинского потребления наркотических средств.
  • Контроль заорганизацией учебного процесса, внешкольной образовательной деятельностью учащихсяв свете формирования здорового образа жизни.

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов:                               качественных, количественных.

 

Среди критериев оценки нашей программы можно отметить следующие  качественные показатели:

  •  наличие  или отсутствие  форм  аддиктивного поведения;
  • наличие волевых, эмоциональных и интеллектуальных ресурсов, достаточных для позитивной самореализации;
  • наличия положительных ценностных ориентиров в жизни;
  • умение рационально мыслить, заниматься самоанализом;
  • способность к  саморефлексии;
  • развитие самодостаточности, способности брать ответственность за свои решения и действия на себя;
  • наличие смысла жизни или какой-либо жизненной перспективы (краткосрочной или долгосрочной).

 

Среди количественных показателей можно назвать следующие:

  • ориентация на формирование устойчивых позитивных жизненных ценностей;
  • позитивная динамика или стабильность, выявленная в результате анкетирования;
  • предпочтение здорового образа жизни;
  • соблюдение  норм и правил поведения в обществе.

 

Используемая литература и источники

  1. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде /Н.А.Сирота,В.М.Ялтонский и др./- Социальный проект, 2003.-320с.
  2. Аддиктивное поведение и его профилактика /Гоголева А.В./ - 2-е изд., стер. – М. Московский психо – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240  (Серия «библиотека психолога»).
  3. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц. практик / Вострокнутов Н.В. , Министерство образования и науки РФ. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания., 2004 г. – 182 с.
  4. Без наркотиков. Программа предупреждения и профилактики алкогольной и наркотической зависимости / Искумов Н.Н./ - Ростов – на – Д .: «Феникс». 2004. 320 с.
  5. Без наркотиков. Программа предупреждения и профилактики алкогольной и наркотической зависимости / Искумов Н.Н./ - Ростов – на – Д. «Феникс». 2004. 320 с.
  6. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М., 2004.

7.Безух К. Выбор за тобой /Модульный курс для подростков 14–17 лет Практикум по формированию отношения к ПАВ// Здоровье школьников.- 2008.- №№ 16, 19; 2009.- №№ 2,4.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2000.
  2. Борисова Н.В. Технологии обучения здоровью, Чебоксары, 2005.
  3. Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптивности // СОЦИС. №2 - 2000, с.48-52.

10.http://skazhynet.ru/vred-kuritelnykh-smesei

11.http://ne-kurim.ru/articles/narcotic/kuritelnye-smesi/

12.http://skazhynet.ru/posledstviya-kureniya-spaisa

13.http://novoerozhdenie.ru/kuritelnye_smesi