Из глины вылепить горшок
Нужна сноровка рук и время.
Взрастить из семечки цветок —
Сначала посадите семя.
А быть учителем не труд
И не профессия простая.
Детьми учителя живут,
Себя навеки посвящая.
Дорогие наши учителя! От чистого сердца говорим вам большое спасибо за бесценный труд и старания, за доброе, искреннее сердце, за ваше упорство и несгибаемый оптимизм. Вы тот маяк, который помогает ученикам не потеряться в огромной стране науки и ведёт их за собой по проторенной дороге. Спасибо за все ваши советы и добрые слова. Желаем вам долгих лет успешной деятельности, благополучия и здоровья.
В прошлом году мы рассказывали о трех картинах Федора Решетникова, посвященных школе. А сегодня хотим вспомнить еще одно замечательное полотно. Это картина русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского "Устный счет".
Необычно сложилась творческая судьба русского живописца Николая Петровича Богданова-Бельского. Наверное, каждый житель России хотя бы раз видел его работы, но редко кто вспомнит фамилию автора. А ведь многие его работы можно назвать хрестоматийными. К таким и относится произведение «Устный счет. В народной школе Рачинского».
Пожалуй, она сама по себе более известна, чем автор. В старых советских учебниках и занимательных книгах по математике для школьников ее обязательно можно найти.
Полотно интересно, прежде всего, реальностью действующих лиц, многие впоследствии узнавали в них своих отцов, дедушек и прадедушек.
На картине изображен учебный класс в школе села Татево Тверской области. Школа существовала до 1974 года. Сейчас в ней организован и действует краеведческий музей.
Идет урок математики, на доске задан пример для устного счета. Задачка уж очень заковыристая и все мальчишки с увлечением окунулись в ее решение.
Обычные деревенские дети в лаптях и рубахах, но сколько в их глазах пытливости, азарта, ума.
Кто-то из ребят стоит у доски в уме производя вычисления. Двое в сторонке справа обсуждают между собой возможное решение. Один из мальчиков, наверное, сообщает учителю готовый ответ.
Особенно выразительны два ученика на переднем плане. «Вот так задача» - жестом руки, почесывая затылок, «говорит» белобрысый мальчик поодаль. Выражение лица и глубоко задумчивый взгляд у первого паренька наталкивают на мысль, что еще минутку и будет высчитан правильный ответ.
Богданов-Бельский с любовью и теплом рисует сельских детей, которых всегда считал даровитыми, искренними и талантливыми.
Слева возле стены из тесаных бревен сидит учитель. Это реальный портрет основателя народных школ – Рачинского Сергея Александровича. Уникальнейший человек своего времени – происхождением из польских дворян, профессор университета Москвы, ученый-ботаник, математик, просветитель, педагог-энтузиаст – на свои средства создал народную школу с очень творческой атмосферой, прививая детям навыки мышления и обучая необходимым наукам.
На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить в уме:
Попробуйте решить этот пример!
Художник Богданов-Бельский нередко писал картины, главные герои которых являлись дети. И некоторые эти картины тоже посвящены школе.
Еще одно знаменитое его полотно - "У дверей школы"
Мальчик, пришедший в школу, изображен художником со спины, лицом в класс.
Бросается в глаза совсем уж плохонькая одежда – рваный тулупчик, разбитые лапти, штаны как будто состоят из одних ниток - «дырка на дырке». За спиной дорожный мешок, через плечо торба, в руках палка-посох, можно предположить, что мальчик шел издалека. Возможно, пастушок или сирота, у которого тяга к знаниям пересилила страх перед неизвестным.
Но сейчас, когда осталось сделать еще один шаг, он остановился в нерешительности. Что там, как встретят, не зря ли он проделал такой путь? Светлый класс начальной сельской школы, на стене географическая карта, репродукция картины, иконы в углу, школьная доска, за партами ученики, лица которых обращены к нежданному посетителю.
Все это для мальчика – храм науки, осталось только набраться храбрости и переступить порог. Но робость и стеснение своей бедной одежды одолевает. Вот и учитель повернулся и смотрит на паренька. Кто такой, кто отвлекает от урока?
А вот эта картина - "Дети" - находится в нашем Самарском Художественном музее!
Литературная страничка
В. Драгунский "Фантомас"
Вот это картина так картина! Это да! От этой картины можно совсем с ума сойти, точно вам говорю. Ведь если простую картину смотришь, так никакого впечатления.
А «Фантомас» – другое дело! Во-первых, тайна! Во-вторых, маска! В-третьих, приключения и драки! И в четвертых, просто интересно, и все!
И конечно, все мальчишки, как эту картину посмотрели, все стали играть в Фантомасов. Тут главное – остроумные записки писать и подсовывать в самые неожиданные места. Получается очень здорово. Все, кто такую фантомасовскую записку получает, сразу начинают бояться и дрожать. И даже старухи, которые раньше у подъезда просиживали всю свою сознательную жизнь, сидят все больше дома. Спать ложатся просто с курами. Да оно и понятно. Сами подумайте: разве у такой старушки будет хорошее настроение, если она утром прочла у своего почтового ящика такую веселую записочку:
Бириги сваю плету! Она ща как подзарвется!
Тут уж у самой храброй старушки всякое настроение пропадет, и она сидит целый день на кухне, стережет свою плиту и пять раз в день Мосгаз по телефону вызывает. Это очень смешно. Тут прямо животики надорвешь, когда девчонка из Мосгаза целый день туда-сюда по двору шныряет и все кричит:
– Опять Фантомас разбушевался! У, чтоб вам пропасть!..
И тут все ребята пересмеиваются и подмигивают Друг другу, и неизвестно откуда с молниеносной быстротой появляются новые фантомасочные записочки, у каждого жильца своя. Например:
Ни выходи ночю на двор. Убю!
Или:
Все про тебя знаим. Боись сваей жены!
А то просто так:
Закажи свой партрет! В белых тапочках.
И хотя это все часто было не смешно и даже просто глупо, все равно у нас во дворе стало как-то потише. Все стали пораньше ложиться спать, а участковый милиционер товарищ Пархомов стал почаще показываться у нас. Он объяснял нам, что наша игра – это игра без всякой цели, без смысла, просто чепуха какая-то, что, наоборот, та игра хороша, где есть людям польза – например, волейбол или городки, потому что «они развивают глазомер и силу удара», а наши записки ничего не развивают, и никому не нужны, и показывают нашу непроходимую дурость.
– Лучше бы за одеждой своей последили, – говорил товарищ Пархомов. – Вот. Ботинки! – И он показал на Мишкины пыльные ботинки. – Школьник с вечера должен хорошо вычистить их!
И так продолжалось очень долго, и мы стали понемногу отдыхать от своего Фантомаса и подумали, что теперь уже все. Наигрались! Но не тут-то было! Вдруг у нас разбушевался еще один Фантомас, да как! Просто ужас! А дело в том, что у нас в подъезде живет один старый учитель, он давно на пенсии, он длинный и худущий, все равно как кол из школьного журнала, и палку носит такую же – видно, себе под рост подобрал, к лицу. И мы, конечно, сейчас же его прозвали Кол Единицыч, но потом для скорости стали величать просто Колом.
И вот однажды спускаюсь я с лестницы и вижу на его почтовом ящике рваненькую, кривую записку. Читаю:
Кол, а Кол!
фкалю ф тибя укол!
В этом листке были красным карандашом исправлены все ошибки, и в конце стиха стояла большая красная единица. И аккуратная, четкая приписка:
Кому бы ты ни писал, нельзя писать на таком грязном, облезлом обрывке бумаги. И еще: советую повнимательней заняться грамматикой.
Через два дня на двери нашего Кола висел чистый тетрадный листок. На листе коротко и энергично было написано:
Плевал я на громатику!
Ну, Фантомас проклятый, вот это разбушевался! Хоть еще одну серию начинай снимать. Просто стыд. Одно было приятно: Фантомасова записка была сплошь исчеркана красным карандашом и внизу стояла двойка. Тем же, что и в первый раз, ясным почерком было приписано:
Бумага значительно чище. Хвалю. Совет: кроме заучивания грамматических правил, развивай в себе еще и зрительную память, память глаза, тогда не будешь писать «громатика». Ведь в прошлом письме я уже употребил это слово. «Грам-мати-ка», Надо запомнить.
И так началась у них длинная переписка. Долгое время Фантомас писал нашему Колу чуть не каждый день, но Кол был к нему беспощаден. Кол ставил Фантомасу за самые пустяковые ошибочки свою вечную железную двойку, и конца этому не предвиделось.
Но однажды в классе Раиса Ивановна задала нам проверочный диктант. Трудная была штука. Мы все кряхтели и пыхтели, когда писали диктант. Там были подобраны самые трудные слова со всего света. Например, там под конец было такое выраженьице: «Мы добрались до счастливого конца». Этим выражением все ребята были совсем ошарашены. Я написал: «Мы добрались до щасливого конца», а Петька Горбушкин написал «до щесливого конца», а Соколова Нюра исхитрилась и выдала в свет свежее написание. Она написала: «Мы добрались до щисливыва конца». И Раиса Ивановна сказала:
– Эх вы, горе-писаки, один Миша Слонов написал что-то приличное, а вас всех и видеть не хочу! Идите! Гуляйте! А завтра начнем все сначала.
И мы разошлись по домам. И я чуть не треснул от зависти, когда на следующий день увидел на дверях Кола большой белоснежный лист бумаги и на нем красивую надпись:
Спасибо тебе, Кол! У меня по русскому тройка! Первый раз в жизни. Ура!
Уважающий тебя Фантомас!
***
Марк Львовский — Достучаться до каждого сердца
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
И какой-то проспавший мальчишка
Опоздает на первый урок,
И проказница в прошлом девчонка
Пригласит на последний звонок!
И пройдут еще многие годы,
Может сложится чья-то судьба,
И исчезнут и боль, и невзгоды,
Прекратится повсюду стрельба!
А пока будут будни учебы
И ответы звучат у доски,
Без насилия мир и без злобы,
И подаренных роз лепестки!
Владимир Евплухин — Слово об Учителе
Я поэтов видел
в бронзе и граните,
И царей встречал
на медных скакунах.
Имена великих
в позолоте литер
Ярко полыхают
в солнечных лучах.
Я – за справедливость!
Надо бы поставить
Где-нибудь на улочке
скромный пьедестал –
Памятник Учителю…
И на нём бы надпись:
«Без него бы Пушкин
Пушкиным не стал.
Без него б Матросов
не пошёл под пули,
Не закрыл бы сердцем
амбразуры зев.
Без него бы люди
в космос не шагнули,
И не добрый был бы,
не разумный сев…»
Жизнь не оборвётся,
если есть Учитель:
Строгий и не очень,
старый, молодой…
Если он приходит
в школьную обитель –
То не остановится
шарик наш земной.
Коль порой ночною
он сидит усталый,
С кипою тетрадок
будущих Толстых,
Значит, вновь поставят
где-то пьедесталы
С именами новыми
в строках золотых.
Значит, вновь Чайковский
где-то народится
И волшебной музыкой
души восхитит.
Значит, вновь России
будет кем гордиться,
Значит, вновь Учитель
землю посетит.
Помните учителя!
Много ему надо ли?
Весточку, улыбку,
передать «привет»…
Годы ему в волосы
серебром нападали,
Но в душе учителя
не погаснет свет.
Будет он по-прежнему
звездочкой для юности,
Не устанет сердце
в унисон стучать
С детскими сердечками.
Огонечки мудрости
Он в смышлёных глазках
будет зажигать.
Помните учителя
где-нибудь под звёздами,
Звездолёт уверенно
направляя ввысь!
Помните учителя!
И навек запомните
Те слова заветные:
«Ты учись. Учись!»